00:0023 июля 200300:00
10просмотров
00:0023 июля 2003
В России участились случаи падения строительных башенных кранов
<BR><BR><B>В России участились случаи падения строительных башенных кранов</B><BR>В 2002 году в России зафиксировано около двух десятков аварий башенных кранов со смертельными исходами.<BR><BR>Надо учитывать, что не вся информация доходит до общественности. Когда ЧП обходится без жертв, владельцы кранов во избежание штрафов скрывают инциденты от Госгортехнадзора и за молчание выплачивают очевидцам компенсацию.<BR><BR><B>Кран устал</B><BR>"Городской центр экспертиз -- Север" проводит экспертизу технических устройств, в частности диагностику строительных башенных кранов. По словам его директора Александра Попова, башенный кран по сравнению с другими видами подъемных механизмов больше подвержен обрушению. При большой высоте кран имеет незначительные колею (расстояние между рельсами кранового пути, как правило, не превышает 6 метров) и базу (расстояние между осями ходовых тележек, расположенных на одном рельсе, также не превышает 6 метров). Это сказывается на высокой чувствительности крана к условиям эксплуатации. Даже неработающий механизм может упасть от сильного порыва ветра, если он не закреплен противоугонными захватами.<BR>Чем старее башенный кран, тем больше вероятность аварии в случае нарушения технологических режимов его эксплуатации. Проверка грузоподъемных механизмов, инициированная властями Пермской области в 2002 году, установила, что более 70% техники выработали свой нормативный срок.<BR><B>Без срока</B><BR>Срок службы "одноруких великанов" грузоподъемностью до 10 тонн при 1,5-сменной работе составляет 10 лет, для механизмов грузоподъемностью свыше 10 тонн -- 16 лет.<BR>В зависимости от интенсивности эксплуатации техническое состояние кранов даже одинаковых моделей, как правило, существенно различается.<BR>Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" позволяет владельцу грузоподъемной техники с истекшим сроком службы продолжать ее эксплуатацию, но только при одном условии. Если в ходе независимой экспертизы крана не обнаружены дефекты и его техническое состояние признано удовлетворительным, Госгортехнадзор может продлить его эксплуатацию, как правило, на 2 года.<BR>По истечении этого срока процедура повторяется, но не более 4 раз. Таким образом, срок эксплуатации крана фактически может возрасти еще на 10 лет. Это возможно только тогда, когда кран находится в исправном состоянии, а все неполадки своевременно устраняются.<BR>В противном случае техника должна быть списана. Маловероятно, что строители проводят такую проверку кранов. Ситуация не изменится, пока на законодательном уровне не будет решен вопрос ответственности организаций, эксплуатирующих потенциально опасную технику.<BR>Анастасия Савельева,<BR><B>группа "Городской центр</B><BR>экспертиз"<BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR>Александр Попов, директор "Городского центра экспертиз -- Север":<BR>"Примерно в половине несчастных случаев виноваты сами крановщики. Среди наиболее популярных версий аварий -- халатное отношение персонала к технике безопасности и нарушение технологических режимов эксплуатации подъемных механизмов. Зачастую машинисты не обращают внимание или сознательно отключают приборы безопасности, фиксирующие перегрузку крана. Нередко работают с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить его неисправность не составляет труда, а стоимость ремонтных работ прибора по сравнению со стоимостью крана копеечная. Нельзя недооценивать и роль прорабов. В погоне за выполнением графика они допускают небрежное отношение строителей к правилам безопасности".