Виктор Апальков собирает ордена для куриц и такс

Россия переживает орденоносный период. Сейчас орденами (и медалями) друг друга награждают все кому не лень. Металла, видимо, уже на всех не хватает.

<BR><BR>Россия переживает орденоносный период. Сейчас орденами (и медалями) друг друга награждают все кому не лень. Металла, видимо, уже на всех не хватает.<BR><BR>Поэтому в последнее время начинают набирать популярность текстильные варианты ордена, или, иначе говоря, наградные розетки.<BR>Петербургский предприниматель и директор фирмы "Таир" Виктор Апальков положил начало коллекции наградных розеток. В собрании пока не больше сотни экземпляров плюс всевозможные материалы на эту тему, но коллекция растет и ширится буквально с каждым днем.<BR><BR><B>Экономные награды</B><BR>Понятное дело, что получить раритеты для коллекции очень трудно. Человек, награжденный "текстильным орденом", как правило, не спешит передать его в чужие руки и бережно хранит где-нибудь на видном месте. Но есть в собрании Апалькова, к примеру, реальная награда, полученная за победу в европейском чемпионате парикмахерского искусства. Значительную долю наградной коллекции занимают розетки из соседней Финляндии. Кроме того, есть розетки к дням рождений, юбилеям и корпоративным праздникам.<BR>"У меня среди друзей немало собачников, а они-то хорошо знают, что такое наградная розетка. Именно ее вручают на собачьих выставках. Вот откуда я узнал об этой продукции, -- говорит Виктор Апальков. -- Собственно говоря, "текстильные ордена" произошли от обычных, в которых для декора использовали ленту, сложенную в виде розетки, но примерно 100 лет назад в Европе и США начался бум на экономию сырья и материалов. Вот тогда ордена и попали под "горячую руку". Вместо дорогой бронзы и позолоты в дело пустили текстиль. Дешево и сердито, а главное -- красиво и демократично. Хочешь -- вешай на грудь, хочешь -- на стену. Жди еще, когда тебе пожалуют реальный орден, хотя бы и не позолоченный, а выделиться хочется всем".<BR><BR><B>Орден для курицы</B><BR>Мода на розетки быстро распространялась вглубь и вширь. Награждать орденами стали буквально всех подряд: выдающихся актеров и спортивных болельщиков, выпускников школ и молодоженов, породистых куриц и самых быстрых лошадей. Розетки дарят друзьям на рождество, носят как принадлежность к какой-либо партии, дарят в честь юбилея компании и др. "Можно сказать, что сегодня во многих европейских странах и за океаном ни одна свадьба, ни одно соревнование не проходит мимо наградных розеток. Например, новобрачным гости дарят подарки, а они в ответ, как маленький сувенир на память, -- розетку с надписью", -- живописует Виктор Апальков.<BR>Любят розетки и члены всевозможных клубов, например, любители хомячков или поедатели камамбера. Ближайшие родственники наградных розеток -- это вымпелы и ленты. Но в отличие от них у розеток нет богатого социалистического прошлого, благодаря которому вымпелы ассоциируются с ударниками коммунистического труда, а ленты -- со свидетелями на свадьбе.<BR><BR><B>Главное -- хвост</B><BR>Виктор Апальков как большой спец заявляет, что розетка розетке рознь. И проводит классификацию. С его точки зрения, все розетки можно разделить по виду гофрировки ленты на три больших подкласса. Есть сборка прямая, есть бантовая и есть елизаветинская (самая пышная). Примерно 95% всех розеток -- круглые, но встречаются также квадратные, овальные, а также со сдвинутым центром или вообще без центра. В принципе, говорит Апальков, наверное, можно сделать треугольную или в виде звезды. Диаметр самой маленькой розетки в коллекции предпринимателя -- около 9 см. Изготавливать более миниатюрные розетки мастера не любят -- лента начинает топорщиться.<BR>"А вот максимальный размер не ограничен -- есть розетки диаметром около 30 см и больше. Их вешают на круп лошади или на видном месте в холле компании..." -- рассказывает Виктор.<BR>В качестве украшения на розетках наблюдается бисер, вышивка и даже птичьи перья. Фантазия в этом деле только приветствуется.<BR>В цветовой палитре, по наблюдениям коллекционера, обычно побеждает традиционалистский подход. Женщин обычно "награждают" розетками красного или розового колера, а мужчин -- голубыми или синими.<BR>Но во время соревнований от цветового сексизма отказываются. Цвет здесь вообще основа основ. На Западе каждое призовое место отмечается определенным цветом. Так, первое место отмечается красным цветом, второе -- синим, третье -- желтым, четверное -- зеленым, пятое -- оранжевым, шестое -- пурпурным. В России пока нет такой традиции. По цвету и виду нередко можно определить и страну происхождения. Например, в Великобритании очень распространены розетки из шотландки. Скандинавы больше предпочитают спокойные цвета без резких контрастов. Розетки из США и Канады обычно имеют длинные хвосты.<BR><B>Таксы на пьедестале</B><BR>В деле наградных розеток один из мировых лидеров -- это Великобритания. Здесь находится несколько десятков фирм, занимающихся их изготовлением. Есть и дизайнеры, которые специализируются именно на розетках.<BR>Выпускаются специальные пособия. Хорошо известны в розеточном деле США, Канада и Финляндия.<BR>Мода на текстильные награды в прошлом столетии прошла мимо России. Но почти через 100 лет розетки стали нагонять упущенное. Мода, пришедшая в Россию не так давно с Запада, вначале распространилась на всевозможные собачье-кошачье-лошадиные выставки.<BR>Розеточный рынок, по подсчетам Апалькова, сейчас почти не имеет границ. Ежегодно проводятся сотни корпоративных праздников, различных профессиональных конкурсов и выставок породистых животных.<BR>"Например, я проанализировал рынок собачьих выставок. Например, в выставках такс участвует около 10 пород, на любой выставке есть семь-девять номинаций. В каждой -- от трех до шести призовых мест. Получается, что для одной только выставки такс нужно как минимум от 200 наградных розеток. Если учитывать, что только хорошо известных пород собак -- около 40, а выставки проводятся 2 раза в год, то начинаешь понимать, какое это золотое дно. Конечно, это очень приблизительные цифры, пусть собачники на меня не обижаются", -- говорит Виктор Апальков.<BR>