Консервный рынок озаботился качеством

Производители консервов опасаются растерять объемы из-за низкого качества продукции

<BR><BR><B>Производители консервов опасаются растерять объемы из-за низкого качества продукции</B><BR>Снижение объемов производства консервов пока не сказывается на снижении потребления. Тем не менее игроки рынка говорят о том, что в ближайшее время часть россиян может отказаться от консервированной продукции.<BR> <BR>Свои прогнозы производители связывают с тем, что многие потребители, изначально ориентировавшиеся на цену, стали обращать внимание и на качество продукции. От возможности его улучшения зависит дальнейшее присутствие на рынке самих производителей.<BR>Ставку на качество намерены сделать представители основных секторов рынка консервов -- мясного, рыбного и плодоовощного.<BR><BR><B>Все дело в качестве</B><BR>Рост уровня потребления мяса в России (40 кг в год на человека в 1999 г.; 51 кг -- в 2002 г.) не отразился на динамике развития сектора мясных консервов, рост которого в среднем составляет 6%.<BR>Кроме того, доля российских потребителей, по данным компании "Комкон-СПб", за 3 года снизилась более чем на 2%.<BR>Тем не менее предложение намного превышает спрос. Производители мясных консервов объясняют ситуацию присутствием на рынке низкокачественной продукции.<BR>"Многие предприятия до сих пор выпускают консервы по техническим условиям (ТУ), согласно которым в тушенке может быть 30% мяса, а также субпродукты и растительные наполнители, -- говорит коммерческий директор петербургской компании "Консервпром" Александр Богданов, -- тогда как спрос пошел на ГОСТовую продукцию".<BR>Подобная ситуация и в секторе рыбных консервов. По словам Нины Хоменковой, генерального директора ООО "Золотая рыбка", в 2001 году большой спрос на рыбные консервы спровоцировал всплеск низкокачественных консервов.<BR>Несоответствие по качеству предложения и спроса подрывает доверие потребителей к продукту. Но многие производители к этому относятся спокойно, так как считают, что основная часть потребителей тушенки и консервированной кильки -- люди с низкой покупательной способностью -- все же ориентируется на цену (стоимость мяса в рознице составляет около 100 руб. за кг, тогда как растительно-мясной тушенки -- приблизительно 60 руб.; стоимость рыбы и рыбных консервов -- соответственно 70 руб. и 40 руб. за кг).<BR><BR><B>Избыток мощностей</B><BR>Игроки рынка заявляют, что строить новые мощности по выпуску тушенки в России нецелесообразно. По оценке директора по связям с общественностью ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" (Москва) Дмитрия Зубкова, практически на всех существующих предприятиях существуют избыточные мощности.<BR>Однако новые консервные заводы строятся. Осенью 2002 года в Орловской области "Главпродукт" ввел в эксплуатацию крупнейший в стране мясоконсервный комбинат, проектная мощность которого 120 млн банок в год (около 25% от общероссийского объема производства). С декабря 2002 года в Подмосковье начал работать консервный завод "Пищепром СК". Заместитель генерального директора этого предприятия Сергей Весельчаков уверен, что компании удалось занять на рынке свободную нишу, поскольку ориентирована она на выпуск высококачественной тушенки, мясо для которой закупается в Бразилии, Германии, Дании, Китае и Уругвае. "И хотя оно дороже по вложениям, -- говорит представитель "Пищепром СК", -- использование импортного мяса выгоднее: например, из 10 тонн отечественного мяса 50% приходится на жир, а из 10 тонн зарубежного -- только 20%".<BR><BR><B>Рыба в минусе</B><BR>Самой отстающей отраслью в консервной промышленности является рыбная. По данным Госкомстата, январь-май 2003 года отрасль закончила с отрицательными показателями -- динамика составила 17,4% к аналогичному периоду прошлого года. С таким же темпом развивалась отрасль и в Ленобласти.<BR>Представители этого сектора основную причину падения производства видят в непродуманной политике государства по отношению к переработчикам рыбы. Весной 2002 года Таможенный комитет повысил пошлины на ввозимое для консервной отрасли сырье (кильку) почти на 8% (с $0,26 до $0,28 за кг). При этом одновременно снизил ввозную пошлину на готовую продукцию более чем на 60% (с $0,24 до $0,15 за банку).<BR><BR><B>Круговая порука</B><BR>Летом 2002 года рыбоперерабатывающие предприятия столкнулись с жестким ценовым прессингом рыбопереработчиков из стран Балтии, что повлекло снижение цен более чем на 10% (см "ДП" №37/03, www.dp.ru).<BR>По словам рыбопереработчиков Северо-Запада, предприятия вынуждены продавать консервы по себестоимости, а иногда и ниже, чтобы не остановиться. По расчетам специалистов ОАО "Рыбокомбинат "Пищевик", стоимость производства шпрот из кильки на предприятии составляет 7,8 рубля, у прибалтов -- 6,03 рубля (дешевизна прибалтийской продукции объясняется тем, что Латвия поставляет в Россию консервы в зачет по долгам за электроэнергию и газ).<BR>"Естественно, что сокращение производства рыбных консервов прежде всего связано с низкой рентабельностью (3-5%), -- говорит коммерческий директор ОАО "Рыбокомбинат "Пищевик" Александр Былин. -- При небольших объемах производства и таком уровне рентабельности невозможно вкладывать в развитие производства, платить высокую зарплату".<BR>Одним из выходов из отраслевого кризиса является улучшение качества, расширение ассортимента и снижение издержек. Например, ООО "Золотая рыбка", приобретя в конце 2002 года третье предприятие по производству рыбных консервов, намерено выпускать 25 новых видов дешевых консервов (см. "ДП" №194/02, www.dp.ru). А на снижение издержек влияет наличие собственного рыболовецкого флота и цеха по выпуску алюминиевой упаковки. Кроме того, компания планирует построить котельную и перейти с мазута на газ.<BR><BR><B>Силы природы</B><BR>Лучшие показатели на рынке консервации принадлежат плодоовощному сектору. Темпы его прироста за 2001 г. -- январь-май 2003 г. в среднем составили 40% в год (см. табл.).<BR>Зависимость сектора от сезонных факторов не снижает его привлекательность для представителей других бизнесов. Так, "Донской табак" вложил более $10 млн в модернизацию Багаевского консервного завода (КЗ), одного из крупнейших на юге России. Донская фирма "Хозяинъ" и ее основной акционер -- Ростовский вертолетный завод -- купила сразу два консервных предприятия в Южном округе. Московская компания "Межгазинвест" приобрела самый большой в Ростовской области Семикаракорский КЗ.<BR>Причины -- высокая рентабельность, уровень которой составляет 40-60%, и высокий прирост отрасли среди других -- на 40% ежегодно. Использование 100%-ного отечественного сырья (в отличие от секторов мясных и рыбных консервов) придает отрасли дополнительную привлекательность, в потенциал которой заложен десятикратный рост.<BR>Несмотря на высокие темпы развития, отечественные производители плодоовощных консервов не могут удовлетворить спрос. "На 120 млн банок огурцов, проданных в России в 2002 году, 110 млн составила импортная продукция", -- говорит Александр Денисов, заместитель председателя правления компании "Помидорпром".<BR>Тем не менее импорт плодоовощных консервов, по данным ООО "Фонд информационных технологий", в 2002 году снизился почти на 15% относительно 2001 года (см. табл.).<BR>