Михаил Иоссель продает американским писателям петербургский воздух

Михаил Иоссель, в прошлом русский, а ныне американский писатель и директор фирмы Summer Literary Seminars, организовал в Петербурге бизнес, благодаря которому англоязычные литераторы приобретают впечатления, а сам Иоссель -- десятки тысяч долларов дохода.

<BR><BR>Михаил Иоссель, в прошлом русский, а ныне американский писатель и директор фирмы Summer Literary Seminars, организовал в Петербурге бизнес, благодаря которому англоязычные литераторы приобретают впечатления, а сам Иоссель -- десятки тысяч долларов дохода.<BR><BR>Все это происходит в двух шагах от Невского проспекта. Здесь в помещениях РГПУ имени Герцена Иоссель открыл литературную школу, которая работает уже четвертый сезон. Парадокс заключается в том, что люди, желающие стать писателями (неважно какими, английскими, американскими или, к примеру, новозеландскими), прилетают в Петербург в разгар белых ночей не для того, чтобы изучать русскую литературу, а чтобы проникнуться той самой атмосферой, которая подвигла Достоевского написать "Идиота", Ахматову сложить "Реквием", а Иосифа Бродского -- стать в конце концов лауреатом Нобелевской премии. Студенты покупают тур в Петербург, а заодно впечатления о Северной Пальмире, с тем чтобы переложить их затем в романы, повести, стихи и пьесы.<BR><BR><B>Переезжайте</B><BR><B>из Ленинграда в Петербург</B><BR>Петербург -- родной город Михаила Иосселя. Здесь он жил до 1986 года, печатался в самиздатовских журналах "Часы" и "Митин журнал", переводил американскую поэзию. Попав в США, Михаил пытался пребывать в прежнем писательском качестве, но быстро понял, что этим не проживешь.<BR>Работал в книжных магазинах Бостона, закончил писательскую аспирантуру и получил право преподавать в университетах и колледжах, в частности, в известном Union College в Нью-Йоркском университете. Печатался на английском. Издал две книжки -- сборник рассказов и еще одну книжку повестей. "В Америке, -- говорит Михаил Иоссель, -- чтобы преподавать в колледже литературу, нужно быть действующим писателем".<BR>И вот 5 лет назад предприимчивый писатель решил присовокупить к своим литературно-преподавательским занятиям бизнес. "На самом деле я просто скопировал летние литературные курсы, которые существуют при многих американских университетах, -- откровенничает Михаил Иоссель, -- сделал сайт в Internet, взялся за рассылку по университетам и колледжам и организовал предприятие". Сейчас в американской фирме Summer Literary Seminars работает два сотрудника -- сам Михаил Иоссель и его заместитель. Все налоги платятся в США. Зато здесь, в России, работает множество волонтеров, которые занимаются организационной деятельностью, работой в сети и т.д.<BR>В США существует множество писательских программ, где на каждое место претендует по 25-30 человек, множество литературных журналов, печататься в которых престижно. В общем, мода быть писателем не проходит никогда. "Это миф, -- говорит Михаил Иоссель, -- что, мол, в Америке ничего не читают. В Бостоне, где я жил, множество книжных магазинов, ассортимент которых превышает наш Дом книги, и везде есть большие отделы современной прозы и поэзии".<BR><B>Белые ночи</B><BR>Работа Summer Literary Seminars строится очень просто. В разгар белых ночей начинающие англоязычные писатели приезжают в Петербург на срок от 2 до 4 недель. Кстати, студентов-русистов среди них совсем небольшой процент.<BR>В пакет, который приобретают писатели, входят непосредственно сами семинары, на которых преподают американские литераторы, литературные чтения, а также лекции русских писателей, лекции-экскурсии, просто экскурсии по специальным программам (например, "От Бродского до Достоевского") и обычные поездки по пригородам, а также в Новгород, Псков и Москву. Обычно в сезон в петербургской школе учится 70 студентов. В этом году работало три семинара прозы и три поэзии, а также преподавали два эссеиста и один драматург.<BR>"Начинающие писатели -- люди небогатые, -- резюмирует Михаил Иоссель, -- поэтому весь курс стоит от $1800 до $3000 без авиаперелета".<BR>Может быть, в массе и небогатые, но есть среди них очень знаменитые. Например (по неофициальным сведениям, полученным редакцией самостоятельно), в этом году среди студентов-семинаристов числилась принцесса Виндзорского королевского дома, дочка Майкла Кентского. По отзывам соучеников, обычная скромная английская девушка жила в номере-сингл небольшого отеля на Казанской и с удовольствием погружалась в "атмосферу Достоевского и Набокова". Кстати, Михаил Иоссель отмечает, что в городе катастрофически не хватает небольших "нормальных" гостиниц "до $100", которые есть во всем мире.<BR>Своих преподавателей Иоссель называет "мастеровитыми американскими писателями". Среди таковых Summer Literary Seminars привлекла Роберта Кувера, Эда Хорша, Роберта Крили, Педжея Пауэлла и Джорджа Соурса. Русскоязычную литературу у Иосселя представляют Дмитрий Пригов, Сергей Гандлевский, Аркадий Драгомощенко, Лена Шварц, Андрей Зорин и Михаил Ямпольский.<BR><BR><B>Второй фронт</B><BR>Петербургом интересы Михаила Иосселя не ограничиваются. Такая же летняя литературная школа работает в Африке, а именно в Кении. На вопрос, почему в Кении, Михаил резонно отвечает, что, во-первых, у него жена кенийка, а во-вторых, в Америке живет 35 миллионов афроамериканцев, которые также испытывают ностальгию по своим культурным корням. Они с удовольствием едут на историческую родину, чтобы погрузиться в атмосферу саванн и призрачных африканских закатов, а затем создавать настоящую афроамериканскую литературу.<BR>После того как курсы получили достаточную известность в университетских кругах США, к Михаилу Иосселю начали поступать предложения и от различных учебных заведений пойти к ним под крыло. В этом случае университет берет на себя всю оргработу, предваряющую курсы, и занимается их частичным финансированием. Но Михаил пока думает. Независимость и частная инициатива дороги во всем мире.<BR>