В переплет попадают с коктейлем

Интересно, а вы заметили, что незаметно-незаметно, но читать книги опять стало модно? Что после 10-летнего перерыва писатели опять стали такими же ньюсмейкерами, как телеведущие или киноактеры?

<BR><BR>Интересно, а вы заметили, что незаметно-незаметно, но читать книги опять стало модно? Что после 10-летнего перерыва писатели опять стали такими же ньюсмейкерами, как телеведущие или киноактеры?<BR><BR>Бук-шопы сегодня открываются с той же интенсивностью, с какой 15 лет назад открывались пиратские видеосалоны, 10 лет назад -- казино, а 5 -- мюзик-шопы с открытым доступом.<BR>Одна беда: понять, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО происходит в странном книжном мире, в какую сторону все там движется и на какой стадии сегодня находится, способен далеко не каждый сторонний наблюдатель.<BR><BR><B>Дамы убирают кавалеров</B><BR>В советские времена все было просто. На то, что продавалось в книжных магазинах, внимания можно было не обращать, а хорошие книжки продавались исключительно из-под полы.<BR>И вот 12 лет назад ТА эпоха закончилась. Старые кумиры без боя сдали позиции, и на освободившемся месте разгулялась веселая гоп-компания: Слепые и Косые, Железные Майоры, женщины с невдолбенными дедуктивными способностями, Берсерки с УЗИ на плече...<BR>Если вы ездите в метро, то посмотрите как-нибудь по сторонам: что читают ваши попутчики? Увидите: 8 из 10 читают дамские криминальные романы. Эти романы штампуются в Москве такими тиражами, что Стивен Кинг грызет ногти от зависти.<BR>Месяц назад меня приглашали участвовать в очень официальной литературной конференции, проводившейся в Потсдаме (Германия) под патронажем немецкого федерального президента. Главный вопрос звучал так: правда ли, что вся великая русская литература сегодня -- это исключительно Маринина и Донцова?<BR>На самом деле нет. Понятно, что обе эти дамы никакого отношения к литературе не имеют. Их успех -- из той же оперы, что успех газет с анекдотами и кроссвордами. Однако именно московский детектив, созданный нежными женскими пальчиками, долгие 10 лет определял погоду на книжном рынке страны.<BR><BR><B>Акула book-бизнеса</B><BR>В Европе и Северной Америке книгоиздательство -- такая же прибыльная часть шоу-бизнеса, как производство компьютерных игр или организация поп-концертов. Иногда даже гораздо более прибыльная.<BR>В тех краях рынок давно поделен. Один мой приятель как-то предложил сотрудничество немецкому издательству. Ему было отвечено:<BR>-- Хорошо. Мы вас берем. Вы будете работать при детской редакции и писать книжки про бурых медведей. Потому что человек, который пишет книжки про белых медведей, у нас уж есть.<BR>Однако настоящий бестселлер так, конечно, не пишется. Рецепт изготовления бестселлера прост и всем известен. Хорошо (очень хорошо) продается книжка, сделанная на стыке двух, а лучше нескольких жанров. Например, помесь фантастики и детектива. Или коктейль из романа ужасов и сентиментального женского романа.<BR>В Европе так были слеплены легендарные романы Умберто Эко "Имя розы" (гибрид детектива и исторического романа) или, скажем, Патрика Зюскинда "Парфюмер" (гибрид исторического романа и триллера). Даже у нас суммарный тираж этих произведений зашкаливает за шестизначную отметку.<BR>Русские в начале 1990-х на такой высший писательский пилотаж не посягали. У нас писатели просто рассказывали, что вот, мол, жил на свете парень и была у него девушка. А потом парень ушел служить в ВДВ, а девушку изнасиловал депутат Госдумы и по совместительству глава садомазохистской мафии. А потом парень вернулся...<BR>Перевернул ситуацию заместитель главного редактора журнала "Иностранная литература" господин Чхартишвили, он же -- Б. Акунин. Неважно, что скрестить детектив с рассказом о прекрасной дореволюционной Империи первым додумался не он, а он лишь использовал чужую наработку. Неважно и то, что уже пару лет Б. Акунин не в состоянии выпустить ни единого внятного романа, а лишь по сотому разу пародирует себя самого.<BR>Важно, что именно Б. Акунин первым показал: миллионными тиражами можно продавать только профессионально сделанный текст. Чтобы добиться успеха, одного мальчика-ВДВшника недостаточно.<BR>Оседлав волну, бывший замредактора сегодня является, мягко говоря, состоятельным человеком.<BR>Именно книги москвича Б. Акунина, и больше ничьи, куплены для экранизации Голливудом. Вроде бы работать над его "Азазелью" будет Пол Верховен, который в свое время снял "Основной инстинкт" с Шерон Стоун. Что ж, аплодисменты победителю!<BR><BR><B>Рубиновые звезды и ангелы</B><BR>Книжный рынок 10 лет подряд искал себе кумиров. И наконец вроде бы нашел -- в лице московских детективщиков.<BR>Однако производство книжек -- вовсе не то же самое, что производство верхней одежды или консервов. В этом бизнесе всегда присутствует какая-то тайна. И за каким-то пределом перестают продаваться даже самые раскрученные авторы.<BR>Последняя революция в книжном мире началась пару лет назад и не закончилась до сих пор. Она состоит в том, что обласканные телевизионщиками, прошедшие огонь и воду всех мыслимых PR-кампаний писатели-москвичи дрогнули под натиском петербургских авторов. Тех странных писателей, которые становятся звездами, несмотря на полное отсутствие промоушена.<BR>Именно петербуржца Павла Крусанова назвала своим любимым прозаиком Ирина Хакамада. Именно жителя Сенной площади Сергея Носова сегодня приглашают на Франкфуртскую книжную ярмарку, как самую звездную звезду отечественной словесности. Петербургский издатель Вадим Назаров как-то сказал:<BR>-- Чем ниже температура воздуха, тем лучше продаются книги. Петербург -- одно из лучших на планете мест для книжного издательства. У нас каждый писатель как бы немного иностранец; наши сюжеты полны двойников, отражений и снов. Пусть над Москвой маячат рубиновые звезды, зато в небе над Петербургом парят ангелы...<BR>В общем-то, и то, что бук-шопы открываются сегодня на каждом углу, -- заслуга тоже этих мужчин. Просто владельцы бук-шопов наконец получили возможность предлагать действительно качественный продукт.