Российские грузовики подошли к границам ЕС

А европейские производители грузовой техники наращивают продажи в России

<BR><BR><B>А европейские производители грузовой техники наращивают продажи в России</B><BR>Конъюнктура внутреннего и внешнего рынка грузовых автомобилей складывается с начала 2003 года не в пользу отечественных компаний.<BR><BR>Увлекшись захватом рыночного пространства стран СНГ и Ближнего Востока, отечественные компании ничего не предпринимали для усиления позиций на родном рынке.<BR>Например, продажу автомобилей в лизинг отечественные компании начали развивать год назад. А крупные поставщики наиболее подходящей для российских условий импортной техники -- Volvo, Sсania -- делают это по меньшей мере уже лет 5.<BR>Российские производители уверены, что главное в отечественном грузовике для строительной или транспортной компании -- это низкая цена. А технико-экономические характеристики и комфортабельность автомобиля меньше интересуют покупателей. Тем более что оплачивает грузовик не тот, кто потом его эксплуатирует.<BR>Однако ситуация изменилась. С начала этого года аналитики рынка отмечают рост интереса отечественных компаний к импортной технике и спад к отечественной.<BR>"Доля импорта будет расти по трем основным причинам. Во-первых, у российских заводов хромает политика продвижения товара на рынке. Во-вторых, покупатели перестали гнаться за дешевизной и больше внимания уделяют качеству продукции. И наконец, иностранные компании энергично продают технику в лизинг и на условиях обратного выкупа", -- рассуждает Елена Климовицкая, генеральный директор OOO "Автомобильная компания "Гранат" (официальный представитель ОАО "КамАЗ" на Северо-Западе).<BR><BR><B>Чужая земля</B><BR>Не лучшим образом складываются дела у российских компаний и на внешнем рынке. В последние 2 года они успешно осваивали пространство СНГ и ближневосточного региона.<BR>По данным "Фонда информационных технологий", в 2002 году российским компаниям удалось увеличить экспорт грузовиков в 1,9 раза по сравнению с предыдущим годом за счет открытия сборочных производств на Украине, в Казахстане, Ираке.<BR>Ирак в 2002 году купил в России грузовиков на $175 млн. Что составило 46% совокупного экспорта грузовиков из России. Но из-за военного конфликта в ближневосточной стране валютная выручка российских компаний упала. В первой половине 2003 года экспорт сократился более чем в 2 раза.<BR><BR><B>За природу-мать</B><BR>Пока отечественные самосвалы, бетономешалки, автокраны и автомобили для межобластных перевозок не испытывают сильного давления на родном рынке со стороны импорта. Почти полностью потребность в этих автомобилях покрывают российские ОАО "Камаз", ОАО "АЗ"Урал", АМО "ЗИЛ". Вне конкуренции отечественные производители автомобилей для внутрегородских перевозок -- АМО "ЗИЛ", ОАО "ГАЗ" и ОАО "Иж-Авто".<BR>Зато в сегментах специальной техники, предназначенной для транспортировки опасных грузов и международных перевозок, российские автозаводы проигрывают иностранным. "Отечественные автомобили не отвечают экологическим требованиям, принятым в Европе. Например, Австрия, Швеция, Германия перешли на стандарт Евро-3. В России грузовиков, отвечающих этим требованиям, не производится. И это не позволяет нашим автомобилям въезжать в эти страны. Некоторые отечественные производители выпускают автомобили, соответствующие нормам Евро-2, например "Камаз", но они проигрывают по мощности и грузоподъемности иномаркам", -- говорит Константин Шаршаков, заместитель начальника представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу.<BR><BR><B>Государство</B><BR><B>запуталось</B><BR>В целом ситуация на рынке грузовых автомобилей схожа с ситуацией на рынке легковых автомобилей: дефицит инвестиций и возрастающая конкуренция иномарок. Отличие одно, но очень существенное: покупатели грузовиков -- транспортные компании -- имеют своего представителя в Правительстве России в лице Минтранса России. И он настойчиво отстаивает их интересы.<BR>Так, в марте 2003 года Правительство России освободило от таможенных пошлин и налогов сделки по приобретению транспортных средств, ввозимых из-за границы и помещаемых в режим временного ввоза. Помимо этого, с 10% до 5% уменьшаются таможенные пошлины на тягачи, приобретаемые в постоянное пользование (Постановление Правительства №147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок").<BR>Месяц спустя, в апреле, Минтранс России предложил освободить компании от уплаты НДС при покупке импортных грузовиков. Вопрос пока решается.<BR>Это воодушевляет иностранных производителей. И они закрепляются на российском рынке: снижают цены на автомобили, открывают сервисные центры и сборочные производства. Так, Volvo АВ в этом году начало сборку грузовиков в Зеленограде под Москвой.<BR>Всем этим иностранные компании обостряют конкуренцию на российском рынке, где высоким достижением считается продажа даже одной единицы техники. И рост продаж иномарок непременно приведет к сокращению загрузки мощностей автозаводов.<BR>Иностранные компании настроены решительно, во всяком случае все крупные фирмы рассчитывают продать в России в этом году не меньше, чем в прошлом. Наиболее привлекательный для них сегмент -- самосвалы, бетономешалки.<BR>"Рынок строительной техники растет очень быстро. И мы хотим расширить свое присутствие на нем. Первоначальные затраты на покупку импортного автомобиля выше, чем российского. Но в дальнейшем иномарки обходятся дешевле. Мы подсчитали, что один самосвал Volvo заменит 3,5-4 "Камаза". Импортная техника более надежна, чем отечественная -- реже выходит из строя. В итоге перевозка груза на импортной машине обходится дешевле, чем на отечественной", -- уверяет Юрий Смирнов, глава представительства Volvo Track corp., директор филиала ЗАО "Вольво Восток".<BR>Росту продаж новой иностранной строительной техники будет способствовать снижение ставок ввозных таможенных пошлин (см. таб.). А препятствовать -- только рост стоимости евро по отношению к рублю. Это ведет к повышению розничных цен на европейские автомобили.<BR>На радость российским производителям Правительство России повысило ставки ввозных таможенных пошлин на грузовики старше 7 лет (см. таб.).<BR>"Это приведет к тому, что на вторичном рынке останутся автомобили, которые не производятся в России. Наибольшим спросом сейчас пользуются грузовики 1995-1996 годов выпуска. Они на 10-20% дешевле отечественных. Покупать более молодую технику нет смысла. Она получается дороже российских аналогов при равной производительности и сроке окупаемости", -- считает Анатолий Богомолов, транспортный аналитик ЗАО "Электротеплоприбор".<BR>