Джон Ноймайер открыл месяц балета в Мариинском театре

Фестиваль "Звезды белых ночей" в этом году идет в режиме нон-стоп все лето. Июль -- месяц хореографии.

<BR><BR>Фестиваль "Звезды белых ночей" в этом году идет в режиме нон-стоп все лето. Июль -- месяц хореографии.<BR><BR>Пока труппа Мариинского театра гастролирует в США, на его сцене выступают знаменитые гости: Гамбургский балет, Лондонский королевский балет и Нью-Йорк Сити балет. Открыл этот парад-алле немецкий театр во главе с легендарным хореографом Джоном Ноймайером.<BR>Ноймайер вот уже 30 лет руководит гамбургской труппой. И зарекомендовал себя как ниспровергатель традиций, дерзко прокладывающий новые пути в искусстве. Хореограф находит неожиданные решения для переложения на язык танца классической литературы. Его любимые авторы -- Шекспир и Чехов. Среди самых успешных спектаклей -- "Одиссея", "Трамвай "Желание" и "Пер Гюнт". Думает о постановке "Анны Карениной". Отдает балетмейстер дань и бессюжетным балетам. Большой знаток музыкальных стилей, Ноймайер учит артистов заполнять "звуки пустых страниц" (так называется, кстати, его постановка в Мариинском театре, где замыслы мастера и музыку Шнитке воплощали Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева).<BR><BR><B>Трагедия Нижинского</B><BR>Сегодня Ноймайер -- мэтр, гуру, человек, каждое слово и каждый жест которого ловят коллеги. Он -- классик, кавалер престижных орденов, профессор. Но чувствует себя так же, как в юности, -- "молодым рассерженным". Все революционеры от искусства близки ему по духу. Но ближе всего -- Вацлав Нижинский. Еще в детстве Джон прочел книжку "Трагедия Нижинского" и был захвачен образом этого человека, танцовщика от Бога, чья карьера развивалась стремительно и оборвалась трагически.<BR>Может быть, благодаря той самой книжке Ноймайер пришел в балет. Неотступно преследовал его образ Нижинского. Двадцать лет назад решился хореограф на создание миниатюры "Вацлав", а потом шаг за шагом стал складываться большой спектакль. Премьера "Нижинского" состоялась в 2000 году. По мнению автора, решающим моментом стала музыка Шостаковича, в которой есть все, чтобы отразить внутренний мир танцовщика. Лишь для эротического дуэта Нижинского и Дягилева понадобилась другая музыкальная ткань -- Римский-Корсаков.<BR>Действие балета начинается с Шопена и Шумана19 января 1919 года, в день, когда Нижинский танцевал последний раз. Потом для артиста с мировым именем началась совершенно другая жизнь -- без танца, без музыки, в полном молчании. Приют для умалишенных стал его домом на долгие 30 лет. Образ великого артиста и великого молчальника воплотил в спектакле Иржи Бубеничек.<BR><BR><B>Пять пудов любви</B><BR>О любви и творчестве, о том, что выше -- жизнь или искусство, Ноймайер размышляет во всех своих главных балетах (Чехов думал о том же). Конфликту ретроградов и новаторов посвящена его "Чайка", где Аркадина -- известная провинциальная актриса, Тригорин -- знаменитый писатель, походя соблазнивший мечтающую о сцене Нину Заречную, а Треплев -- авангардист, утверждающий, что "в искусстве нужны новые формы". Ноймайер переносит действие в мир балета, где Аркадина -- примадонна столичной сцены, а ее сын, Костя Треплев, -- возмутитель спокойствия, хореограф нового типа.<BR>Как ведет себя влюбленный художник? Как отражаются его сердечные драмы на сцене? Можно ли ради любви предать искусство? Все это есть в "Чайке" Ноймайера. Каждый герой представляет свой эстетический пласт. Каждому соответствует стилевой пласт музыки. Классика, мелодия, звучащая с другого берега колдовского озера, -- это Чайковский, которому противостоит Скрябин. Знаменитый чеховский подтекст, который на драматической сцене воплощается с трудом, для Ноймайера настоящая находка. Артистам есть что танцевать помимо известного всем сюжета.<BR>О трагической любви повествует и спектакль, который можно назвать "Чайкой" Гамбургской труппы, "Дама с камелиями". Впервые хореограф поставил его еще четверть века назад, сочувствуя тогда юным любовникам -- Маргарите Готье и Арману Дювалю. Он даже ввел в спектакль параллель, позже подхваченную другими постановщиками, -- с историей Манон Леско и кавалера де Грие, страсти и сомнения которых отражаются в романе Дюма, словно в зеркале.<BR>Спектаклем "Дама с камелиями" на музыку Шопена 15 июля завершатся гастроли Гамбургского балета. А публика, познакомившись с ранним и поздним Ноймайером, может выбрать, что же ей ближе -- традиции или новаторство.<BR>