00:0004 июля 200300:00
98просмотров
00:0004 июля 2003
Современностью театры сегодня увлекаются редко. Пока в столице процветает направление "театр.doc" и самые успешные проекты сезона осуществляются лучшими режиссерскими и актерскими силами в Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева
<BR><BR>Современностью театры сегодня увлекаются редко. Пока в столице процветает направление "театр.doc" и самые успешные проекты сезона осуществляются лучшими режиссерскими и актерскими силами в Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина, петербугская сцена осваивает новую драму с большой осторожностью.<BR><BR>Из всех возможных вариантов выбирают (если выбирают) самый традиционный и безобидный. Хотя вроде бы в Русской антрепризе им. Андрея Миронова готовится двойная премьера: две пьесы -- "Гулёшка" и "Похищение" Василия Сигарева увидят свет рампы. Автору нашумевшей пьесы "Пластилин" всего 26 лет, но в Москве он уже в первой десятке драматургов -- рядом с братьями Пресняковыми, Иваном Вырыпаевым и Михаилом Угаровым. А вот пьесы, ставшие лауреатами конкурса к 300-летию города, к юбилею никто не поставил. Что, в общем, и понятно: праздники приходят и уходят, а репертуар остается.<BR>Великая русская актриса Вера Комиссаржевская была весьма экстравагантна в своих литературных пристрастиях. О чем вспоминали на открытии большой сцены театра ее имени. Отреставрированный зал в стиле модерн безусловно хорош, как и фойе, из которого открывается чудный вид на "Пассаж". Кажется, что и пьесы здесь должны идти соответствующие. Вроде "Дамы с камелиями", которая и была до последнего времени основой репертуара. Однако первой премьерой Театра им. В.Ф. Комиссаржевской после реставрации стала совершенно иная пьеса -- "Вальс энтузиастов" Вячеслава Вербина.<BR>Впрочем, в названии есть интрига и чувство времени. Главные герои спектакля -- бывшая актриса (Галина Короткевич) и бывший историк (Ефим Каменецкий) -- из эпохи энтузиастов, марши они никогда не любили, предпочитая вальсы. Знакомы герои уже много лет. Она помнит его блестящим молодым офицером, он влюбился в нее в те годы, когда она блистала в оперетте. Но жизнь сложилась так, что все это время они вроде и рядом, но не вместе.<BR>Третий, внесценический, герой по фамилии Фридман был ее мужем и его другом. Потом Фридман сбежал в Австралию. Интрига состоит, однако, в том, что он возвращается, чтобы увезти ее в страну, где много-много диких кенгуру.<BR><BR><B>Два города, две правды</B><BR>Зрители должны волноваться: уедет -- не уедет. Наше сочувствие на стороне бывшего историка, потому что нам показывали героев в молодости, и Фридман (наглый юноша в белых штанах и рыжем парике) нам не понравился. В театре подобного типа вообще очень многое решает зрительское сочувствие. Здесь спектакли смотрят как сериалы -- на уровне сюжета.<BR>Так что напрасно Фридман прибыл из Австралии. Героиня останется здесь, чтобы на старости лет найти свое счастье с человеком, который ее не предаст.<BR>Ефим Каменецкий играет своего героя настоящим петербуржцем, истинным интеллигентом. В финале он, готовясь подвести черту под своей одинокой жизнью, цитирует стихи Бродского.<BR>Тогда-то и становится понятно, ради чего взял театр эту пьесу: чтобы запечатлеть уходящую натуру, людей, составляющих все более и более тонкую прослойку. Тех, кто уже сегодня воспринимается с изрядной долей недоверия. Новое поколение, которое совершенно не представляет себе, как это можно всю жизнь любить одну женщину, в спектакле на вторых ролях. Ни автору, ни режиссеру Сергею Каргину молодые люди не интересны. Молодежь действительно проигрывает на фоне полных жизни героев Галины Короткевич (которая, невзирая на свои 80 лет, щеголяет в туфлях на высоченных каблуках) и Ефима Каменецкого. Благодаря "старикам" бытовая история, каких немало перебывало на этой сцене, выглядит почти как модный "театр.doc", жанр, основанный на документах и реальных исповедях.<BR>Однако "doc" у каждого города свой. Как видно, две столицы разнятся между собой так же, как "Вальс энтузиастов" Вячеслава Вербина и, скажем, "Кислород" Ивана Вырыпаева. Одни герои стоически преодолевают бытовые оковы прошлого века, другие уже живут в мире, где каждый заново обречен постигать десять заповедей. Питерский театр чувствует себя в долгу перед публикой старого закала, московский энергично вторгается в аудиторию ночных клубов. Кто из них прав? Наверное, надо ответить словами горьковской Татьяны из "Мещан": "Две правды, папаша!"