00:0004 июля 200300:00
13просмотров
00:0004 июля 2003
Для множества простых и не очень простых людей важно слово президента(-ов). Его сначала ждут, потом цитируют, трактуют и используют в своих интересах. Но есть граждане, которых интересует не то, что президент говорит, а то, что он ест.
<BR><BR>Для множества простых и не очень простых людей важно слово президента(-ов). Его сначала ждут, потом цитируют, трактуют и используют в своих интересах. Но есть граждане, которых интересует не то, что президент говорит, а то, что он ест.<BR><BR>В результате сразу несколько петербургских ресторанов предлагают своим посетителям, условно говоря, президентские меню. Правда, если "Подворье" и "Русская рыбалка" готовят пищу действующих глав государств, то ресторан "Палкинъ" апеллирует к дню минувшему.<BR><BR><B>Желудочный сок</B><BR>Сделать деньги на президентах пытаются многие. Кто-то выпускает матрешки, кто-то печатает плакаты и книжки, кто-то рисует картины, кто-то просто помещает рядом с рабочим столом фотографию на тему "Я и Он". Близость к власти всегда считалась хорошим ресурсом, как административным, так и рекламным. В этих условиях выглядит совершенно естественным, что желудочный сок высокопоставленной персоны также начинает использоваться как рекламоноситель.<BR>В ресторане "Русская рыбалка" "Меню для президентов" находится на первой странице папки с ресторанными блюдами. Читателю кулинарной книги объясняется: "Данное меню было предложено президентам России и Франции 1 июля 2001 года". Все честь по чести: русские блины из чечевичной муки с черной икрой, репчатым луком, зеленью и сметаной, соленые грузди, сладкая квашеная капуста с лисичками, похлебка из белых грибов, осетр, запеченный в фольге со специями, фаршированный гречневой кашей и грибами, ватрушка с творогом и лесными ягодами и т.д.<BR>"Президентское меню -- это как бы дополнительное напоминание: "Кстати, а здесь еще и Президент был". Заказывают его не так чтобы часто. Блины из чечевичной муки людей как-то особенно не интересуют. А тот же осетр есть у нас в обычном меню", -- рассказал совладелец ресторана "Русская рыбалка" Михаил Фейгельман. О самой президентской трапезе он по-прежнему рассказывает с удовольствием: "В тонкости механизма -- почему обед решили организовать именно у нас -- я не посвящен. К нам просто пришли люди со стеклянными глазами и в одинаковых галстуках и сказали: все, с такого-то числа вам надо закрывать ресторан. Но мы все-таки уговорили, чтобы часть ресторана не закрывалась: с людьми совсем другая атмосфера. Встреча была достаточно неофициальной, ее организовали дня за три. Была специальная служба с чемоданчиками, пробниками. Все попробовали, проанализировали и дали добро".<BR>В "Подворье" не только подробно расписали "меню для Президента России В.В. Путина в день его рождения" из 13 блюд, но и обозначили фиксированную цену. Все составляющие комплексного обеда Президента присутствуют и в обычном меню, но если просто сложить цены на царскую уху, "Сковородку" (представляет собой мясное ассорти от шеф-повара: лангет, колбаску, эскалоп и домашнюю котлетку), говядину под острым чесночно-сметанным соусом, осетрину горячего копчения с лимоном и маслом, и прочая, и прочая, и прочая, то получится, что потребитель, по сути, пользуется "президентской" скидкой. "Президент был у нас и обедал, почему бы нам не сделать такое предложение для посетителей. Это было именинное меню. Тот обед готовился на 48-летие Президента. Путин был нашим завсегдатаем еще в то время, когда был вице-губернатором Петербурга. Перебравшись в Москву, тоже продолжал заезжать. В тот раз меня предупредили о визите накануне вечером. Нас просто попросили накрыть на наш вкус. Вот мы и накрыли. Постарались включить в меню то, что Владимир Владимирович сам заказывал до этого", -- вспоминает владелец ресторана "Подворье" Сергей Гутцайт.<BR><BR><B>Книга -- источник знаний</B><BR>В ресторане "Палкинъ" посетителей также кормят по воскресеньям VIP-пищей. Правда, за образец здесь взяли не желудок Путина. Местные менеджеры применили другой маркетинговый ход. Едокам предлагается "Меню парадного обеда императора Александра II в Ливадийском дворце 11 января 1874 года", "Меню обеда по случаю бракосочетания великого князя Сергея Александровича и принцессы Гессен-Дармштадтской Елизаветы Федоровны 3 июня 1884 года", "Меню обеда по случаю бракосочетания великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны 4 июня 1889 года" и т.д.<BR>"В свое время у владельца ресторана "Палкинъ" Василия Ионовича Соловьева было две традиции -- ужины после театра и воскресные обеды с музыкой. Мы давно хотели их возродить. Но для этого надо было придумать какую-то "фишку", -- объясняет директор ресторана "Палкинъ" Леонид Гарбар.<BR>Поиски "фишки" проходили по сложному пути.<BR>"Уже давно -- в течение нескольких лет -- я пытался найти подлинное меню дореволюционного "Палкина" -- через друзей, через знакомых антикваров, и ничего не получалось. И постоянно таскал книги по кулинарии из антикварных магазинов. У нашего шефа (шеф-повара Валентина Комиссина) тоже была книга со старинными рецептами. И, когда Валентин стал вводить в наше меню тюрбо, рыбу-соль, устрицы, у нас возник спор: как так, "Палкинъ" -- русская кухня, 220 лет истории, ну не могло там быть ни тюрбо, ни соли. И вдруг с улицы приходит человек, который говорит: не хотите ли купить полное меню. Открываю, читаю: "свежие остенские устрицы" -- ну это еще куда ни шло, но дальше -- консоме, тюрбо, филе "соль"... Мистика, совпадение составило, наверное, 40%. Плюс к этому я купил совершенно потрясающую книжку 1896 года Дюбуа. Куча рецептов: "Омары Бельвью в желе", "Суп Лукулла"... У нас к тому времени уже была другая книга -- меню парадных царских обедов, в которых присутствовали именно эти блюда. Все сошлось. Мы решили сделать серию таких парадных обедов", -- поведал Леонид Гарбар.<BR>Но рестораторы все-таки сделали некоторые исключения. Так, для обеда "по случаю бракосочетания великого князя Петра Николаевича и черногорской княжны Милицы 26 июля 1889 года" вместо черепахового супа здесь приготовили "суп на манер черепахового", то есть из телячьих голов. Говорят, первоначально планировался аутентичный вариант и живая черепаха даже была доставлена в ресторан. Но потом от этих намерений отказались, и черепаха чуть ли не до сих пор ползает по кухне.<BR><BR><B>Послевкусие</B><BR>Практика показывает, что реализация президентских и царских кушаний составляет совсем незначительный процент от оборотов ресторанов. Речь, скорее, идет об имиджевом и рекламном воздействии на потребителя.<BR>"Президенты у нас были перед самым пиком летнего сезона. Народу после этого было много. Но трудно говорить, что больше повлияло -- визит президентов или просто хорошая погода. Но зато потом звонили даже из Америки: "О, твой ресторан показывали, как Путин с Шираком рыбу ловят", -- заметил Михаил Фейгельман.<BR>В то же время сам эффект воздействия на потребителя царской и президентской еды можно оценивать по-разному.<BR>"С моей точки зрения, несмотря на формальное внешнее сходство, эти два приема затрагивают абсолютно разные мотивационные сферы человека. Если царская пища стремится удовлетворить потребность в положительной самооценке, то, предлагая посетителю президентское меню, ресторатор удовлетворяет познавательную потребность.<BR>Сам факт введения в себя царской пищи -- элемент глубоко символичный, и по своему воздействию намного более сильный, чем если просто взять и напялить на себя, к примеру, царскую шапку или кафтан. Это своего рода самоидентификация: человек, съевший царскую пищу, сам становится царем.<BR>С президентским меню по-другому. Оно позволяет узнать и понять Путина больше. О самоидентификации речь не идет. Потому что Президент -- живой человек, и у потребителей-мужчин обязательно присутствует биологический элемент конкуренции. Но женская аудитория -- отдельный разговор. Я слышал, многим женщинам Путин снится, при этом речь идет даже о каких-то эротических переживаниях. Вполне возможно, это связано с созданием образа Путина как самого мужественного мужчины. Может быть, как раз тем женщинам, которым снится Путин, очень приятно попробовать его пищу", -- предполагает Андрей Ульяновский, руководитель Высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена.<BR>