00:0026 июня 200300:00
17просмотров
00:0026 июня 2003
Чиновники Смольного пока игнорируют опыт своих московских коллег по привлечению частных инвестиций в строительство новых станций метрополитена.
<BR><BR>Чиновники Смольного пока игнорируют опыт своих московских коллег по привлечению частных инвестиций в строительство новых станций метрополитена.<BR><BR>Столичная схема предусматривает предоставление частным компаниям права аренды территории, на которой будет расположена новая станция метрополитена. Деньги от аренды направляются непосредственно на строительство новой ветки метро.<BR>Соответственно, девелопер получает возможность реализовывать на этой территории свои коммерческие проекты, в том числе совмещенные с самим вестибюлем станции.<BR>Кроме того, открытие станции метро значительно повышает привлекательность окружающей территории под жилищную застройку. Таким образом, если взять среднюю стоимость аренды земли в Петербурге за $50/м2, то любой девелопер может получить право застройки территории площадью 1 км2 примерно за $50 млн, а город за счет этих средств -- построить новую станцию.<BR>В Москве планируют за счет такой схемы финасировать до 30% строительства новых станций метрополитена.<BR><BR><B>Чиновники сомневаются</B><BR>Руководство метрополитена признает, что в Петербурге остается слишком много проблем, препятствующих привлечению внебюджетных средств в строительство метро.<BR>"Вероятно, в Москве действует схема, когда обсчитывается, например, стоимость строительства второго входа в метро, и исходя из этой цифры арендатору предлагают заплатить сразу всю арендную плату вперед, но это очень большие деньги, -- говорит Аркадий Фурса, начальник службы капитального строительства ГУП "Петербургский метрополитен". -- Вообще, во всем мире только гонконгское метро является прибыльным. Там землю под будущие станции сразу отдали метрополитену, и он уже сам продавал ее заинтересованным коммерсантам. В Петербурге никаких подобных схем нет, и, на мой взгляд, применить их невозможно".<BR><BR><B>Вспоминая Госплан</B><BR>Среди основных сложностей Аркадий Фурса называет проблему согласования этих проектов.<BR>"Когда мы приносим проект новой станции, в составе которого предусмотрены коммерческие площади, финансируемые частным инвестором, на государственную экспертизу, нас могут обвинить в нецелевом использовании бюджетных средств, -- рассказывает Аркадий Фурса. -- Но даже если этот вопрос можно было бы решить, то остается главная проблема. Если во времена плановой экономики я четко знал, что в год получаю 1 млрд рублей, то была гарантия, что конкретная станция будет построена в конкретный срок. Сейчас нет никаких гарантий, что федеральный или городской бюджет выделит на следующий год необходимую сумму. По той же причине нельзя заранее установить повышенную ставку на покупку или аренду земли у возможных станций".<BR>Сегодня единственный в Петербурге проект строительства новой станции, в котором будут участвовать частные девелоперы, --ЗАО "Адамант" на станции "Комендантская площадь", но окончательное решение по этой территории еще не принято. Ё<BR><BR>Мнение:<BR>Василий Сопромадзе, президент ООО "Корпорация С":<BR><BR>"Я допускаю, что для реконструкции или строительства надземной части метро могут использоваться частные средства. Однако я считаю, что наш петербургский бизнес еще "не дорос" до финансирования строительства самого метрополитена, то есть подземных коммуникаций, перронов и т.д. Если инвестор вкладывает свои средства в эти объекты, он захочет и использовать их в дальнейшем, а это означает фактически передачу общественного транспорта в частные руки. Окупиться может любой торговый комплекс, но, прежде чем люди до него доберутся, они пройдут множество ларьков. Я сомневаюсь, что даже эти проекты их ликвидируют".