Салон хочет быть амбициозным

Первый Петербургский военно-морской салон, по замыслу организаторов, должен войти в число крупнейших международных выставок вооружения. Насколько результат соответствует ожиданиям и о том, каковы будут последствия Салона для петербургской промышленности,

<BR><BR>Первый Петербургский военно-морской салон, по замыслу организаторов, должен войти в число крупнейших международных выставок вооружения. Насколько результат соответствует ожиданиям и о том, каковы будут последствия Салона для петербургской промышленности, беседовали руководители фирм-участников за круглым столом "ДП".<BR><BR><BR><BR><BR>Леонид Грабовец,<BR>генеральный директор ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз":<BR><BR>-- Это первый такой салон в России; пока нельзя сказать, плох он или хорош. Но в любом случае это -- масштабное событие, которое призвано решать конкретные практические вопросы.<BR>У нас есть что показывать. Только от нашего ЦКБ "Алмаз" будет три корабля, представляете? Я могу назвать тех, кто собирается приехать на салон и к нам на фирму "Алмаз", чтобы стал понятен уровень: министр обороны Греции со своим генералитетом (три замминистра), начальник генерального штаба Алжира и т.д. Сегодня мы, судостроители, варимся в собственном соку. А здесь ЦКБ "Алмаз" продавало корабли в 15 стран. Почти из всех этих стран люди приедут. Среди них -- Алжир, Греция, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Сирия.<BR><BR><BR><BR><BR><BR>Эдуард Лысенко,<BR>заместитель начальника ФГУП "ЦМКБ "Алмаз":<BR><BR>-- Мы видим резкое усиление активности наших будущих иностранных заказчиков, партнеров, хотя бы по звонкам, по обращениям к нам с просьбами о посещении нашего конструкторского бюро и, соответственно, Военно-морского салона (например, от командующего военно-морскими силами Арабских Эмиратов и т.д.). На выездных выставках мы не можем показать все новое, что мы делаем и что предлагаем. Здесь же мы располагаем большими возможностями, большими площадями, лучшими возможностями маневра для показа как самих кораблей, так и их моделей, стендов и оружия.<BR><BR>Анатолий Котов, исполнительный секретарь организационного комитета по подготовке и проведению Международного военно-морского салона:<BR><BR>-- Когда мы начинали этот проект, мы понимали, что он должен проводиться на самом высочайшем уровне. Поэтому с самого начала в ход пошел главный довод -- это уникальность Санкт-Петербурга, где сосредоточена четверть всех российских судостроительных предприятий. Примерно 70-80% проектных, научных работ выполняется в нашем городе.<BR>В Салоне участвуют свыше 290 предприятий; из них примерно 40 -- иностранные и около 50 -- официальные представители иностранных компаний.<BR>Рядом (и это тоже уникально) непосредственно у причальных стен Морского вокзала размещаются корабли. Вот такого нет нигде. Если салон в Париже, так, чтобы посмотреть корабли, нужно лететь в Тулон; в Сингапуре -- немножко поближе, но там нет такого разнообразия кораблей.<BR>Хотел бы подчеркнуть еще одну особенность: к нам едут не только традиционные наши покупатели из Алжира, Вьетнама, Китая, но и представители довольно развитых индустриальных стран, обладающих сильными флотами.<BR><BR>-- Организация выставок, тем более таких крупных, -- это отдельное направление менеджмента. У нас в стране ничего подобного никогда не проводилось. За исключением сухопутных и авиационных салонов, да и к тем были претензии...<BR><BR>Анатолий Котов:<BR>-- Конечно, люди проделали колоссальную работу. Нам говорили: "Ребята, вы сильно замахнулись!" Этот проект был немножко амбициозным. Я не хочу сказать, что все там гладко и получится с первого раза. Но сегодня по формату мы ни в чем не уступаем выставке "Нева", которой 10 лет... С первого раза мы заняли пять павильонов, 5 тыс. м2 площадей. Приезжают люди, занимают площади, платят деньги; пошли налоги. Причем наших, питерских, компаний -- 70-75; всех остальных -- 220; они пошли платить налоги. Приехали тысячи людей; они пошли в гостиницы, в рестораны, на транспорт, в музеи. Это большие деньги.<BR>У каждого мероприятия есть своя история; эта началась в 1999 году. Алжирский заказ в Кронштадте, масса проблем. Первая бумага была подписана Клебановым, тогда вице-губернатором города.<BR>С этого момента мы провели большую работу, начав с нуля. Сейчас предприятия готовы к международному сотрудничеству. За это время вышла масса распорядительных документов, постановлений и указов Президента: Закон о военно-техническом сотрудничестве, Закон об экспортном контроле. Структурировались органы, регулирующие и контролирующие эту отрасль. Теперь более или менее понятно, когда продавать и т.п. Смею вас уверить, здесь подпишут документы, устремленные на последующее участие в контрактах.<BR><BR>Леонид Грабовец:<BR>-- Можно добавить, что первоначально создавалась команда единомышленников, которые подсказывали друг другу. Ведь имелось много чисто технических проблем.<BR>Что касается контактов: к нам приедет греческий министр. Валентина Ивановна Матвиенко была послом в Греции, и она нам помогла с первыми контрактами. Мы уже наметили свою работу с ней по поводу строительства четвертого корабля; в Греции к министру трудно подступиться, а здесь мы с ним сможем поговорить.<BR><BR>-- Салон будет международным: на нем присутствуют ведущие мировые разработчики военно-морской техники. Насколько наши фирмы готовы конкурировать с ними на выставке?<BR><BR>Эдуард Лысенко:<BR>-- Мы вполне конкурентоспособны. Об этом говорит тот факт, что многие из тех делегаций, которые звонят нам с просьбой о посещении, не предлагают купить корабль, который у нас имеется, а говорят: "Помогите нам спроектировать". То есть они высоко оценивают наши достижения в этой области.<BR><BR>Леонид Грабовец:<BR>-- У нас новая техника появляется. Вот сейчас ЦМКБ "Алмаз" и "Судостроительная фирма "Алмаз" будут строить новый корабль. Уже разрабатывается проект "Соболь", мы называем его "проект ХХI века". Тот же корвет на "Северной верфи" -- вне конкуренции. Сегодня на заводах появились деньги. Например, я за 2,5 года вложил $3 млн в фонды. Откуда появились эти деньги? От продаж кораблей за рубеж. А сегодня мы способны строить уже более серьезные корабли.<BR>А дальше -- я обратился в ЦМКБ, и будут делать уже новые проекты. Ведь мы понимаем, что Министерства судостроения нет и никто нам ничего не принесет и не даст. Среди судостроителей появилась конкуренция. У Балтийского завода -- с "Северной верфью", у других -- с другими... Среди КБ тоже есть своя конкуренция. И эта конкуренция идет только на пользу новой технике.<BR><BR>Эдуард Лысенко:<BR>-- Я бы хотел добавить к сказанному: не только конкуренция, но и кооперация. При поектировании кораблей (допустим, нашего корвета) над успокоителями работает Северное проектно-конструкторское бюро. Другой прекрасный пример: проект судна -- немецкий. Для дооборудования этого проекта пригласили ЦМКБ "Алмаз". Мы им дооборудовали -- строят на калининградском "Янтаре".<BR><BR>-- Сейчас развивается рынок в третьих странах. У них нет больших денег, но они заинтересованы в модернизации, переоснащении того флота, который у них существует. Мы к этому тоже готовы?<BR><BR>Леонид Грабовец:<BR>-- Да, конечно. Мы сейчас ведем, скажем, переговоры с Ливией. СССР поставлял им корабли еще 20 лет назад. Сейчас предлагаем произвести ремонт, после чего корабли будут служить дальше. Думаю, что в ближайшее время они появятся на верфях Санкт-Петербурга. Я вышел с идеей, которую мы будем обсуждать на выставке, в частности с греческим министром обороны. Корабль, который мы построили, мы предлагаем сопровождать до его утилизации. То есть мы будем сопровождать его и в гарантийный, и в послегарантийный срок; будем снабжать его запчастями, ремонтами -- средними и большими. А когда корабль отживет свое, мы готовы его утилизировать либо на месте, либо здесь, у нас. Этой идеей очень заинтересовались, и мы будем обсуждать ее дальше.<BR><BR>Эдуард Лысенко:<BR>-- Наше оружие абсолютно конкурентоспособно. Но в вопросах конкуренции кроме критериев "лучше -- хуже" много других показателей: это рынки, это поддержка государства и т.д. Так что этот вопрос гораздо более сложный, и вот наша выставка позволяет найти точки соприкосновения и пути решения этих вопросов. В частности, почему Леонид Герасимович предлагает вести корабль до его утилизации? Это значит, что мы на этом рынке будем присутствовать, и это очень правильно.<BR><BR>Леонид Грабовец:<BR>-- Вот, смотрите, за "Зубром" прошло еще четыре контракта: по поставкам запчастей, строительству площадок, учебе. Но здесь есть свои сложности. Предприятиям разрешили экспортировать запчасти и принадлежности; но, чтобы на практике это реализовать, надо пройти такие бюрократические препоны! Вот это надо в ближайшее время решить. Потому что нас скоро перестанут понимать, если мы месяц будем везти какую-то запчасть.<BR><BR>-- Но все-таки: для нас самыми перспективными остаются рынки развивающихся стран? То есть, если исключить Грецию, никто нас на Запад дальше не пустит? <BR><BR>Леонид Грабовец:<BR>-- Да, там нас никто не ждет. Мы это понимаем, поэтому выставку и организуем. Я принимал американцев сегодня, -- правда, это были не судостроители; и, когда я их сводил на "Зубр", они начали задавать такие, например, вопросы: "А может ли "Зубр" ходить по пустыне?" Может. Если ЦМКБ "Алмаз" его доработает, он будет ходить по пустыне. Так что, я считаю, есть много стран, которые прекрасно поймут -- им лучше купить технику у нас.<BR>