Рынок автострахования обогатится клиентами и услугами

Введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) совершит переворот на рынке автострахования. Автовладельцы ожидают снижения тарифов на добровольное страхование АГО и страхование автомобилей от ущерба.

<BR><BR>Введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) совершит переворот на рынке автострахования. Автовладельцы ожидают снижения тарифов на добровольное страхование АГО и страхование автомобилей от ущерба.<BR><BR>"ДП" опросил 11 страховых компаний, чтобы выяснить, оправданы ли ожидания их клиентов.<BR><BR><B>Спрос снизится</B><BR><B>ненадолго</B><BR>Никто из опрошенных не сомневается, что с 1 июля 2003 года спрос на добровольное страхование АГО должен упасть. "После 1 июля спрос на добровольное страхование АГО будет минимальным. Ближайшие 2 года владельцам автомобилей будет не до него", -- категоричен генеральный директор ОАО "СК "Класс" Андрей Шарков.<BR>"Число страхователей АГО в добровольном порядке несколько уменьшится (примерно на 45-50%, прежде всего за счет тех, кто сейчас заключает договор страхования с небольшим лимитом ($2000-5000)", -- уточняет Сергей Ковальчук, генеральный директор ЗАО "СО "Прогресс-Нева".<BR>Говоря о возможном снижении спроса на некоторые виды страхования и тарифов по ним, страховщики тут же поясняют, что эта тенденция временна и в скором будущем рынок неизбежно испытает рост. Это произойдет после того, как автовладельцы перестанут относиться с недоверием к услугам страховщиков и привыкнут покупать хотя бы одну из них.<BR>Разумеется, сидеть сложа руки в ожидании всплеска спроса страховые компании не намерены. В арсенале каждой из них уже подготовлены специальные средства борьбы за клиентов.<BR><BR><B>Каско останется в силе</B><BR>Более половины участников опроса ожидает также падения спроса на страхование автомобилей от ущерба. Логику автолюбителя, который собирается отказаться от такой страховки, легко понять: зачем страховать себя от ущерба, если все расходы оплатит страховая компания виновника аварии. С другой стороны, оказавшись виновником ДТП, собственный автомобиль автовладельцу придется чинить за свой счет. Кроме того, остается риск угона, от которого страховщики предпочитают страховать только вкупе с риском ущерба. Поэтому пять из 11 опрошенных страховщиков не ожидают падания спроса на услугу автокаско (страхование автомобиля от ущерба и угона).<BR>"Введение обязательного страхования АГО будет способствовать повышению страховой культуры населения, развитию удобных и привлекательных для него форм страхового сервиса.<BR>Это в конечном итоге позволит повысить спрос как на страхование каско, приносящее основной доход осуществляющему автострахование страховщику, так и на приобретение дополнительных полисов добровольного страхования АГО", -- оптимистичен заместитель директора петербургского филиала ОАО "СОГАЗ" Андрей Ошанин.<BR><BR><B>Борьба за тарифы</B><BR>Четверо из опрошенных страховщиков надеются избежать снижения тарифов по добровольному страхованию АГО и автомобилей от ущерба. "После введения ОСАГО возможно снижение спроса на страхование автокаско, -- говорит директор Северо-Западного филиала ОАО "САК "Энергогарант" Марина Алексеева, -- однако считаю, что оно будет временным, особенно для дорогостоящих автомобилей. Дело в том, что ОСАГО не решает вопросов в случае значительных убытков (более 120 тысяч рублей) и в случае хищения машины. Поэтому бороться со снижением спроса будем проводя разъяснительную работу со страхователями".<BR>Некоторые из опрошенных говорят, что тарифы если и снизятся, то не сразу, а после обработки статистических данных по страховым случаям.<BR>По мнению Андрея Шаркова, нельзя говорить о снижении тарифов и по добровольной "автогражданке".<BR>"Это будет, можно сказать, уже другой продукт, учитывающий ОСАГО. Что касается риска "ущерб", то он должен будет со временем подешеветь, но это покажет статистика.<BR>Если закон об ОСАГО заработает в полной мере, то это приведет к снижению тарифов по риску "ущерб", но это будет ясно примерно в течение года", -- говорит он.<BR>"Снижение тарифа по каско сразу после введения ОСАГО с 1 июля 2003 года не планируется, -- заявляет Сергей Ковальчук. -- Для пересмотра тарифов необходимо будет накопить и проанализировать статистические данные. Только после этого возможен пересмотр тарифов". <BR><BR><B>Полезные добавки</B><BR>Уверенности в завтрашнем дне страховщикам добавляет ожидаемое увеличение спроса на услугу так называемого "дострахования", то есть добровольного страхования ответственности на случай, если обязательная страховка не покроет нанесенный ущерб. Так, СК "Русский мир" собирается предложить клиентам новый полис по добровольному страхованию АГО с франшизой (суммой ущерба, вычитаемой из страховой выплаты), равной лимиту по ОСАГО. Естественно, при такой франшизе стоимость полиса окажется ниже, чем предлагаемые сейчас полисы с той же суммой страховки. "Что касается снижения тарифа на добровольное страхование АГО, оно уже имеет место, -- утверждает Сергей Ковальчук. -- В частности, в нашей компании в настоящее время реализуется полис добровольного страхования АГО, предусматривающий с 1 января 2004 года выплату по добровольному страхованию только сверх лимитов обязательного АГО. Чем ближе к Новому году приобретается полис, тем дешевле он стоит.<BR>После введения закона об ОСАГО водитель, невиновный в ДТП, сможет претендовать на получение компенсации в страховой компании виновника. Поэтому для опытных водителей, уверенных в том, что виновником ДТП они не станут, "Прогресс-Нева" вводит новый страховой продукт "Частичное автокаско", защищающий от основных рисков, не предусмотренных законом об обязательном страховании АГО (хищение автомобиля, пожар, стихийные бедствия, хулиганские действия и т.п.). Мы надеемся, что новый продукт окажется востребованным, как это произошло на Западе. Частичное каско, естественно, будет дешевле полного".