00:0019 июня 200300:00
115просмотров
00:0019 июня 2003
Катера и теплоходы, как правило, строят длинными и узкими. Считается, что именно так лучше преодолевать волновое сопротивление.
<BR><BR>Катера и теплоходы, как правило, строят длинными и узкими. Считается, что именно так лучше преодолевать волновое сопротивление.<BR><BR>Однако, вопреки всем законам и канонам, петербургский изобретатель, а также технический директор ЗАО "Техноэксан" Михаил Масленков собирается строить суда плоскими и широкими. При этом они будут преодолевать водные территории со скоростью 150-200 км/ч. Можно даже пустить по морю судно, в ширину и длину равное футбольному полю.<BR>Все дело в том, что Масленков в буквальном смысле перевернул судно с "ног на голову": он поставил движители не в кормовой, а в носовой части. "Уже в сентябре планируем провести ходовые испытания судна, -- говорит Михаил Масленков. -- Если эксперимент пройдет успешно, совместно с заинтересованными лицами готовы организовать производство. Поле деятельности здесь практически безгранично -- от скоростных спортивных и туристских катеров до гигантских транспортных судов и танкеров".<BR><BR><B>Аномальные потоки</B><BR>Идею Михаил Масленков подсмотрел в природе. "Наверное, каждый наблюдал, как за резкими выступами или изгибами берегов рек образуются потоки, -- рассказывает изобретатель. -- Они довольно мощные и направлены против течения реки. В литературе по судовождению они называются аномальными течениями. Считаются весьма опасными для малых судов". Михаил решил воспроизвести это природное явление с помощью технических средств и создать вдоль корпуса судна попутный поток: "Это снизит энергетические затраты судна или существенно повысит скорость при той же мощности двигателя".<BR>Михаил Масленков рассказывает о сути новшества коротко: "Винт воду отгребает -- создается разряжение, на нос начинает действовать статическое давление. Судну приходится его преодолевать, и оно гонит перед собой волну. Движитель-то стоит впереди и всю воду забирает. Перед носом получается "ямка". Судно словно с горки катится".<BR><BR><B>Бернулли виноват</B><BR>Сам Михаил Масленков к судостроительной теме пришел совершенно случайно. "Ни мореходством, ни рыбалкой я никогда не интересовался, -- говорит Михаил. -- Правда, изобретаю я давно, но в основном в области электроники и измерительной техники".<BR>Но однажды Масленкову, как изобретателю, вдруг стало обидно за весь надводный флот: "Здесь уже почти достигли предела. А причина именно в том, что движители в кормовой части. Это создает условия для возникновения сил сопротивления движению. Ведь в соответствии с законом Бернулли создается зона пониженного давления, а на нос действуют соответствующие силы лобового давления. Вот и появляется волновое сопротивление. Оно принципиально ограничивает скорость движения судна".<BR>При таком раскладе сколько ученые ни пытались, но резко увеличить скорость не удается. Не помогает ни совершенствование формы корпуса, ни двигательные установки в десятки и сотни тысяч лошадиных сил.<BR>"У нас волновое сопротивление ликвидируется полностью. Мы проверяли на модельках, так его вообще нет!" -- доволен Масленков.<BR><BR><B>Рожденный плавать</B><BR>Михаил Масленков говорит, что в работе ему сильно помог его дядя, а по совместительству соавтор Тимофей Савельев. "Он живет во Пскове и, сколько я его помню, всегда что-то изобретает -- надводные, подводные суда, летательные аппараты. Так что сверхскоростной катер -- это наша совместная задумка. Мой дядя, правда, больше увлечен махолетом. Мне же больше по душе что-то более реальное. А ведь если мы нашу судостроительную идею подтвердим, то это же сулит гигантские перспективы! Впрочем, дядя хотя и любит меня покритиковать, в этом вопросе со мной совершенно согласен".<BR>Попытки размещать движители в носовой части судна уже не раз предпринимались и до Михаила Масленкова.<BR>"Но положительный эффект практически полностью ликвидировался, потому что силы трения возрастали! Нужно было придумать, как этого избежать, что мы и сделали", -- радуется изобретатель. Правда, как говорит Масленков, с теоретическим обоснованием несколько сложнее -- в традиционную гидродинамику это немного не укладывается: "Вот почему мы сделали ставку на проверку идеи в реальных условиях".<BR><BR><B>Первопроходец</B><BR>Работоспособность идеи дядя и племянник проверили на моделях с гребными винтами и водометными движителями.<BR>"В нашей конструкции тоже появились силы трения, но направленные уже в сторону движения и способствующие ему, -- радостно сообщает Масленков. -- Движители, создаваемые ими упорные струи и корпус судна взаимодействуют как единое целое. Скорости движения в несколько сотен километров в час при этом будут вполне реальными, что позволит вывести водный транспорт на качественно иной уровень".<BR>Испытания проводились на базе под Стрельной прошлым летом. "Нам повезло, что лето было жаркое, можно было под открытым небом работать. Мы долго возились. Но конструктивные недоработки не позволили на отлично провести испытания. По весу катер оказался тяжелее, чем мы планировали. Даже на воду его пришлось спускать с помощью подъемного крана.<BR>В настоящее время к этому вопросу подходим более тщательно. Сейчас я купил небольшую пластиковую лодочку с одним мотором, на ней и будем испытания проводить. На машине ее можно возить, и в гараж поместится. Месяца за два сделаем и где-то в сентябре проведем испытания.<BR>Испытания я буду, как и в прошлом году, проводить лично. Мне самому хочется первым в мире выжать такую скорость из катера".<BR>На изготовление макетного образца Михаил планирует потратить примерно $4 тысячи. При условии успешных испытаний изобретатель планирует завершить разработку, изготовление и провести предварительные испытания опытных образцов спортивных катеров уже в этом же году: "Меня радует и то, что для изготовления судов не придется сильно менять технологию производства. А сами суда можно делать даже проще, чем обычно! Например, большое распространение могут найти сверхскоростные плоскодонки".