Российские шкафы и кровати просятся в гостиницы

Входной билет в сектор производства гостиничной мебели принесет отечественным производителям дополнительную треть рынка, а гостиничным хозяйствам -- значительную экономию средств в собственном бюджете

<BR><BR><B>Входной билет в сектор производства гостиничной мебели принесет отечественным производителям дополнительную треть рынка, а гостиничным хозяйствам -- значительную экономию средств в собственном бюджете</B><BR>anfedorov@dp.ru<BR>Основные силы отечественная мебельная промышленность направляет на выпуск мебели для дома и офиса, практически не затрагивая гостиничную. В свою очередь, гостиничные хозяйственники также не жалуют мебельщиков вниманием.<BR><BR>Ситуация начнет разрешаться, когда мебельщики прислушаются к существующему спросу и изменят структуру предложения с типовой мебели для дома на специальную для отелей. А гостиничные хозяйства поймут, что отечественная продукция не уступает зарубежной.<BR><BR><B>Потери: возможные</B><BR><B>и настоящие</B><BR>Обходя стороной сектор мебели для гостиниц, российские производители теряют более 30% рынка, которые оцениваются примерно в $650 млн (ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности оценивает емкость рынка мебели в 2002 году в $1962,2 млн) (см. табл.).<BR>В 2001 году в России насчитывалось 4120 средств размещения (гостиницы, кемпинги, турбазы, дома отдыха), из которых на долю гостиниц приходилось 3306. Марина Смирнова, заместитель директора по маркетингу компании Hotel Consulting and Development Group (HCD Group), отметила, что государственная статистика не дает точного представления о количестве средств размещения. По оценке HCD Group, их число ежегодно увеличивается (например, в Москве прирост составляет 1-2% в год). Наибольший интерес к гостиничному бизнесу наблюдается в Москве, Петербурге и Сочи.<BR><BR><B>Приоритеты</B><BR>Игроки гостиничного рынка считают, что в основе выбора мебели должны лежать ее функциональные качества. А российские мастера чаще предлагают типовые модели для дома, которые по многим характеристикам не подходят для использования в отелях (см. врезку).<BR>Тем не менее гостиничные операторы говорят о возможном становлении отечественного рынка мебели для отелей, кемпингов и домов отдыха. Его развитие зависит как от общеэкономической ситуации в стране, так и от наработки мебельщиками опыта работы в данном секторе. Примером могут послужить некоторые европейские компании, которые работают только на удовлетворение потребностей гостиниц. Их деятельность оценивается по количеству обставленных номеров.<BR><BR><B>Кто лучше</B><BR>Рассуждения представителей гостиничного бизнеса о необходимости изменений в работе мебельщиков останутся рассуждениями, если гостиницы при выборе поставщика мебели не будут использовать конкурсную основу. Опрос "ДП" показал, что далеко не все гостиницы готовы работать на таких условиях. Так, по словам представителя одной из петербургских гостиниц, закупка мебели происходит по принципу "на что хватит денег". Мебельщики считают, что подобные работы правильнее вести на конкурсной основе. "Выбор предприятия -- поставщика мебели должен проходить по результатам сдачи пилотных гостиничных номеров, когда каждый из участников конкурса получил равные шансы показать способности, фантазию и умение", -- утверждает коммерческий директор ЗАО "Первая мебельная фабрика" Владимир Синицын.<BR><BR><B>Перспектива</B><BR><B>и реальность</B><BR>О перспективности работы в секторе гостиничной мебели говорят многие производители, но работают в нем единицы. Из 2700 российских мебельных предприятий спрос на мебель в гостиничном секторе удовлетворяют несколько десятков -- в основном из числа лидеров отрасли.<BR>Руководитель по связям с общественностью ОАО "Мебельная компания "Шатура" Вадим Бахтов говорит, что при сохранении устойчивого спроса на протяжении последних лет российский рынок гостиничной мебели развивается высокими темпами. Ввиду ограниченного предложения по качественной и недорогой мебели для гостиниц эконом-класса конкуренция на рынке невелика. Такого же мнения придерживается и начальник отдела продаж ОАО "Ленраумамебель" Денис Грачев. Делая акцент на загородных потребителях, с которыми работает предприятие, представитель "Ленраумамебель" отметил, что "за 3 года количество заказов со стороны областных гостиниц увеличилось. Особенной активностью отличаются клиенты с Карельского перешейка, Выборгского и Приозерского направлений, что связано не только с заменой мебели в существующих гостиницах, но и со строительством новых -- небольших кемпингов на 100-150 посетителей".<BR>Коммерческий директор ЗАО "Первая мебельная фабрика" Владимир Синицын также говорит об активности пригородных гостиничных игроков. Но считает, что конкуренция в секторе достаточно сильная и связана с развитием гостиничного рынка, который в ближайшее время начнет увеличиваться еще интенсивнее.<BR><BR><B>Необходимость</B><BR><B>доказательств</B><BR>Освоение российскими мебельными бизнесменами гостиничной ниши частично перераспределило бы соотношение сил на рынке. Для работы в новом для российских производителей секторе необходим несколько иной принцип работы, заключающийся в умении не только делать качественную мебель, но и в умении доказывать потребителям любого уровня, что собственная продукция при более низкой цене не уступает зарубежной. По словам председателя совета директоров АООТ МКО "Севзапмебель" Рафаэля Саркисяна, "потребителя постоянно необходимо убеждать, что наша мебель не хуже зарубежной". Так, для изменения потребительского представления о продукции "Севзапмебель" решилась на изменение торговой марки, известной с советских времен (см. "ДП" №80/03, www.dp.ru). В июне 2003 года новая марка будет запущена в Уральском, Сибирском и Южном регионах, а в середине 2004 года -- на Северо-Западе.<BR><BR><B>Ситуация на рынке</B><BR>Активное присутствие отечественных мебельщиков в секторе мебели для гостиниц может изменить общую ситуацию на российском рынке (по итогам 2002 года около 50% мебельного рынка России заняли западные компании). Причем импорт мебели в России увеличивается с каждым годом (см. табл.). На среднеценовой сегмент рынка (мебель до $1,5 тыс.), в котором сосредоточено около 70% продукции отечественных мебельщиков, в 2002 году пришлось более 25% общего объема импорта.<BR>Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности считает, что 50%-ный захват рынка иностранными игроками свидетельствует о кризисном положении отрасли на внутреннем рынке.<BR>Для исправления ситуации ассоциация и стоящие за ней мебельные предприятия неоднократно выносили на рассмотрение Правительства РФ предложения повысить ввозные пошлины на импортируемую в Россию мебель.<BR>Представители зарубежных компаний, в частности шведская ИКЕА, комментируя в СМИ действия российских мебельщиков, неоднократно подчеркивали, что введение заградительных пошлин не будет способствовать развитию конкурентоспособности российской продукции. Ё<BR><BR><BR><B>Комментарий</B><BR><B>Представители</B><BR><B>гостиничного бизнеса</B><BR><B>о российской мебели</B><BR>Александр Осипов,<BR><B>технический директор</B><BR>гостиницы "Москва":<BR>"Можно считать, что опыта работы с российскими производителями мебели у нас не было. Хотя предложения со стороны мебельщиков поступали. Основная причина, по которой мы не закупаем российскую мебель, -- ненадежность в эксплуатации.<BR>Производители не учитывают, что гостиничная мебель по эксплутационным характеристикам должна отличаться от бытовой".<BR><BR>Владимир Иванов,<BR><B>генеральный директор</B><BR>гостиницы "Октябрьская":<BR>"Несколько лет назад мы закупали мебель у петербургской компании. После же проведения тендера в 1999-2000 гг. среди российских, белорусских, прибалтийских и австрийских мебельщиков мы остановились на австрийской мебели, которая по комплексу характеристик (износоустойчивость, качество кромок, дизайн, цена и др.) выигрывала. Несмотря на победу иностранцев, мы продолжаем работать и с отечественными компаниями, заказывая нетиповые мебельные вставки.<BR>Если бы отечественные компании выпускали высококачественную мебель, мы бы с удовольствием работали с ними. Тем более что цена российской мебели была бы дешевле".