Вместо свода правил получили декларацию

Туристические компании Петербурга восприняли новый закон без особенного энтузиазма

<BR><BR><B>Туристические компании Петербурга восприняли новый закон без особенного энтузиазма</B><BR>Антон Горонков, генеральный директор ООО "Северная Пальмира-тур":<BR>"С практической точки зрения, любой закон можно оценивать только по мере его реализации, потому как и прекрасный закон можно исказить до неузнаваемости. При ознакомлении с настоящим законом мне бросилась в глаза его явная ориентация на крупных инвесторов. На работу нашей компании это повлияет разве что косвенным образом. Зато на общем рынке, я надеюсь, произойдут изменения к лучшему -- необходимо развитие гостиниц, курортного и развлекательного секторов. Также я считаю необходимым обеспечить в туристической сфере более эффективную информационную поддержку, так как я ознакомился с законом только благодаря газете "Деловой Петербург".<BR><BR><BR>Николай Слиозберг, генеральный директор ЗАО "АКТИС":<BR>"Празднование 300-летия города и перспективная передача некоторых столичных функций, и в первую очередь -- представительских, являются активным продвижением мощнейших и обширных туристских ресурсов и туристического продукта Северной столицы и вызывают интерес к городу.<BR>Поддержка туризма предусматривается рассматриваемым законом как путем финансирования, так и административным ресурсом. Конкретные цифры финансовой поддержки не указаны, поскольку они будут определяться ежегодным бюджетом, а срок действия закона будет, видимо, несколько лет (до 2010 года).<BR>Но зато впервые определены сами направления поддержки, то есть мероприятия по профилю (туристические выставки, деятельность по продвижению туристического продукта). Это важно и в перспективе существенно упростит бюджетное финансирование программ развития туризма.<BR>Безусловно, следует отметить четкую направленность на увеличение доходности бюджетов от туризма и туристской деятельности. Из конкретных недостатков следует указать на отсутствие социальной направленности в целеполагании. Было бы неплохо, если бы закон кроме декларативного заявления о поддержке социального туризма указал конкретные цифры отчислений из местного бюджета на социальные программы в дополнение к уже существующим.<BR>Хотел бы отметить также, что данный закон, в отличие от законодательных актов других субъектов Федерации, не вступает в коллизии с федеральным законом и не повторяет слепо его положений".<BR><BR><BR>Любовь Софян, генеральный директор ООО "Нордик Трэвэл":<BR>"Я присутствовала на обсуждении проекта этого закона еще 2 года назад, хотя тогда он не вызвал особенного интереса у туристической общественности. Сейчас то, что я прочла, меня несколько разочаровало. По моему мнению, закон -- это свод правил, являющийся руководством к действию. В данном же случае закон о развитии туризма написан депутатами ЗакСа для самих себя, но не для туристического развития. Каким образом он может повлиять положительным образом на нашу работу, я не представляю. Новый закон слишком обтекаемый и неконкретный, он нормативно не подкреплен соответствующими правовыми актами и не будет действовать должным образом. В законе должна быть обозначена цель, и, как я понимаю, в данный момент это увеличение доходности в городской бюджет за счет развития туристического бизнеса. В таком случае необходимо позволить мне, как предпринимателю, увеличить объем продаж, с тем чтобы возросла моя прибыль. А насчет проведения различных исследований я полагаю, что сначала необходимо навести порядок в отрасли, а потом ее исследовать".<BR><BR><BR><B>Наталья Белик, директор по связям с общественностью</B><BR>"Коринтия Невский Палас Отель":<BR>"Принятие закона и реальная жизнь, к сожалению, вещи разные. Я не строю иллюзий по поводу появления нового закона. Но уже сам факт его появления говорит о том, что государство обратило внимание на развитие этой отрасли экономики. В 90-е годы туризм развивался достаточно стихийно, благодаря частной инициативе и предпринимательству.<BR>В законе упоминается развитие такой отрасли, как конгресс-туризм. Это не новое направление в туризме, но наша компания решила сфокусироваться на этом виде. Была разработана программа MICE, которая включает в себя новые подходы в этой сфере туризма, где у Петербурга есть хороший потенциал для процветания конгресс-туризма.<BR>Петербург прекрасно сочетает в себе площадку для делового общения с интересным туристическим предложением. Конгресс-туризм -- выгодный бизнес, так как клиент располагает большими финансовыми ресурсами, чем среднестатистический турист. Также кроме стандартных проживания и питания значительно расширяется спектр дополнительных услуг -- конференц-зал, оборудование, оформление, трансферт, банкетное обслуживание. Это инвестиции, которые будут достаточно быстро возвращены.<BR>Если благодаря новому закону развитию этого вида бизнеса будет оказываться поддержка, мы будем этому только рады".<BR><BR><BR>Юрий Воропаев, генеральный директор ЗАО "МКД":<BR>"По-моему, составители закона ошиблись с темой. Есть ощущение, что закон написан не о том, что надо для развития туризма, а о том, что надо разработчикам закона. Исходя из опыта других туристических городов -- аналогов Петербургу, регламентируется следующая деятельность: безопасность туриста -- особенно действия МВД по отношению к туристам, с целью защиты и помощи; помощь туристическим компаниям в создании туристических маршрутов (новых и поддержке старых); организация общественного транспорта по туристическим маршрутам и зонам пребывания и контроль за его деятельностью; помощь туристическим компаниям в использовании государственных объектов туристического интереса и обеспечении недискриминационного доступа всем участникам туристического процесса; обеспечение продления туристического сезона методом организации городских праздников и торжеств в даты, пограничные с туристическим сезоном.<BR>Планирование государственных поездок городской администрации в основные районы (доноры) поставщиков туристов для организации постоянного информационного мониторинга по основным туристическим возможностям города.<BR>Задачи можно перечислять, но тогда придется написать еще один закон. Тем не менее выход закона -- это положительное событие, значит, о туризме города кто-то думает".<BR><B>Алексей Жуков, директор департамента по приему и обслуживанию туристов ЗАО</B><BR>"АКТИС":<BR>"Вызывает недоумение статья 17 закона. Если речь идет о финансовой поддержке петербургских компаний, работающих на прием (но только на петербургских туристических выставках), то кого здесь агитировать -- турков или, может быть, греков?!<BR>Всем известно, что туристические выставки в Петербурге давно уже стали "выездными", достаточно даже беглого знакомства с составом участников.<BR>А о продвижении единого стенда ведущих туроператоров, работающих на зарубежных рынках, на главных выставках WTM, ITB с целью, как записано в законе, "привлечения иностранных туристов", ничего не говорится. И кто кого поддерживает, по-моему, ясно. Отсюда и полный выставочный хаос, будь то в Лондоне или в Берлине. Два-три петербургских стенда, столько же московских, объединенных и разделенных, но картина везде грустная -- убогость, скученность, невыгодное расположение. О ценах не говорю -- те, кто оплачивал выставочные площади, знают, о чем речь и как это дорого. А на зависть всем нам вокруг сверкают стенды даже таких городов и стран, которые не каждый дотошный краевед с первого раза отыщет на карте. Но у нас, видимо, исторически какой-то свой, особый путь развития".<BR><BR><BR>Максим Тевелев, исполнительный директор ООО "Интертаймс. Туристическая Компания Софинтур":<BR>"Конечно, законодательная база требует обновления, тем более у нас. Сейчас в городе назрело много проблем, одна из главных -- это отсутствие трех- и двухзвездных гостиниц.<BR>Получается анекдотическая ситуация, как с отелем "Достоевский", который позиционирует себя как "отель трех звезд нового уровня", но с ценами на уровне хорошего "пятизвездного".<BR>Город сейчас, к сожалению, сориентирован на элитный туризм, хотя наши коллеги из других стран получают основной доход именно от массового туризма. Ежегодно на этом мы теряем сотни тысяч туристов.<BR>Новый закон прежде всего должен проконтролировать развитие трехзвездных отелей, а туристы поедут, если им будет где жить.<BR>Если чиновники хотят развивать въездной туризм, то им необходимо решить эти наболевшие проблемы. Мы можем рекламировать город на международных выставках, но куда мы будем девать туристов, которым пятизвездные отели не по карману?!"<BR><BR><BR>Законодательное cобрание Петербурга приняло 15 мая в третьем чтении Закон "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Петербурге", внесенный депутатом ЗакСа Сергеем Никешиным. Это уже пятый закон субъекта Федерации по поддержке туризма.<BR>Работа над проектом закона длилась более 3 лет (см. "ДП" №44/01, 121/02, www.dp.ru). В законе определены приоритетные для города виды и направления туризма, а также формы поддержки их развития администрацией города. Наиболее перспективными для Петербурга признаны въездной и внутренний, водный, деловой и конгрессный туризм. Проект закона ввел такие новые формы поддержки развития туризма, как мониторинг туристских ресурсов, введение туристского реестра, создание туристско-рекреационных зон, а также закрепил необходимость государственной поддержки научно-исследовательской деятельности, статистики туризма, образования в сфере туризма, рекламной, выставочной деятельности и информационного обеспечения.<BR>Причем предусмотрены не только организационные, но и финансовые формы поддержки, поскольку осуществлять их планируется в основном за счет бюджетных средств. Кроме того, закон предусматривает финансовые меры поддержки для отдельных субъектов туристской индустрии. В частности, предполагается предоставлять субсидии субъектам туристс кой индустрии на компенсацию части затрат по уплате процентов кредитов в тех случаях, когда средства направляются на реконструкцию объектов туристской индустрии Петербурга. Также предусмотрена поддержка инвестиционной деятельности путем предоставления гарантий Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвес- торами средств.