00:0020 мая 200300:00
43просмотров
00:0020 мая 2003
Спрос металлургов на лом в начале 2003 года достиг пика.
<BR><BR>Спрос металлургов на лом в начале 2003 года достиг пика.<BR><BR>К концу I квартала зимние запасы сырья у большинства металлургических комбинатов закончились, а весенний рост заготовки еще не успел повлиять на предложение лома. В связи с этим обострилась конкуренция между российскими и иностранными покупателями лома. Это позволило ломоторговцам играть на повышении цены.<BR>Между тем на рынке появляются первые признаки смены тенденции роста цен на противоположную. Заграничные аналитики металлургического рынка в марте заговорили о перепроизводстве черных металлов в мире. Цены на них стабилизировались. Как следствие, ожидается снижение спроса на лом. Из него выплавляется около 70% всей стали и чугуна. Иностранные ломоторговцы уже начали сокращать заготовки лома. Это вызвало снижение экспортных цен. К середине апреля они вошли в диапазон $114-116 за тонну на условиях "CPT-порт". А еще в первой половине марта лом закупался по $124-126 за тонну на тех же условиях. Но это все равно намного лучше, чем год назад. Тогда цены находились на уровне $80 за тонну.<BR>"Экспортные цены могут опуститься до прошлогоднего уровня из-за возобновления поставок украинского лома на внешний рынок и конкуренции российских ломоторговцев на внутреннем рынке. Внутренние цены снизятся на 15-20% летом и могут снова вырасти осенью. Спрос на внутреннем рынке останется высоким до конца года. А на внешнем рынке ожидается падение спроса на нержавеющий лом из-за эпидемии в Китае", -- прогнозирует Тимо Микконен, генеральный директор ЗАО "Петромакс".<BR><BR><B>Завидная ситуация</B><BR>Резвый рост цен на черный лом за пределами России стал яблоком раздора между российскими ломосборщиками и металлургами.<BR>В конце марта 2003 года последние послали Правительству РФ письмо. В нем они просили чиновников повысить экспортную пошлину на металлолом с 15% до 30%. Металлургам не понравилось, что ломосборщики, воспользовавшись двукратным повышением экспортных цен на лом, начали отправлять его за границу, вынуждая этим родных металлургов повышать закупочные цены, чтобы необходимое сырье не уходило за границу.<BR>Рост спроса и цен на внутреннем рынке быстро сказался на экспорте. Он сократился в пользу российских металлургов. Так, в I квартале 2003 года отечественные ломосборщики отправили за границу лома на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом валютная выручка у них почти не изменилась (см. табл.).<BR><BR><B>Ответный шаг</B><BR>В долгу у металлургов ломосборщики не остались. И в начале апреля обратились к Правительству РФ с просьбой поднять экспортные пошлины на металлопрокат. По их мнению, несправедливо, что лом, считающийся сырьем, облагается пошлинами, а металлурги беспошлинно экспортируют полуфабрикаты из лома (заготовка, штрипс, катанка). Из них иностранные компании изготавливают трубы, метизы.<BR>Пока Правительство РФ ничего не меняет. Но участники рынка не исключают, что пошлины на лом могут вырасти. И это их настораживает. "Поведение металлургических заводов в условиях отсутствия конкуренции хорошо предсказуемо -- снизятся цены и стабильность платежей", -- говорит Тимо Микконен, генеральный директор ЗАО "Петромакс".<BR><BR><B>Лакомый кусок</B><BR>Растущий спрос и цены, а также относительно невысокие входные барьеры привлекают инвестиции в отрасль: действующие предприятия модернизируют и наращивают мощности, появляются новые заготовители и переработчики лома.<BR>Размер получаемой из-за высоких цен маржи позволяет новым предприятиям не заниматься глубокой переработкой, а снимать сливки, заготавливая только наиболее качественный лом, не требующий дополнительной обработки. Например, закупочная цена тонны тонкого лома в Петербурге -- около $40 за тонну. А отпускная цена тонны метала на складе заготовителя составляет $80.<BR>Рост количества фирм, занимающихся заготовкой и переработкой черного лома, пришелся на конец 2002 года -- начало 2003 года, когда цены быстро росли. Так, в базе данных Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга на 1 января 2002 года было зарегистрировано 46 действующих лицензий, а на 1 января 2003 года -- 77.<BR>Самое крупное предприятие Петербурга в этой сфере -- ЗАО "Вторчермет". Оно основано в 1930 году и располагает самой развитой инфраструктурой. Ближайший конкурент "Вторчермета" -- ЗАО "Петромакс". Это дочернее предприятие финляндской компании Kuusakoski OY.<BR>Чтобы получить лицензию и начать деятельность, нужно потратить от $35 до $60 тысяч (см. врезку). Минимальный размер оборотных средств для начала -- $10 тысяч.<BR>Но, если компания решит заняться экспортом, ей потребуется больше оборотных средств. Причина этого в механизме возврата НДС. С этим, правда, сталкиваются все экспортеры.<BR>С поставщиками металлолома и прочих услуг экспортер расплачивается с учетом НДС. По российскому законодательству при экспорте переработанного лома сумма уплаченного поставщикам НДС должна возвращаться экспортеру после пересечения товаром границы РФ в течение 4 месяцев. Однако на это уходит больше времени. "Оборот НДС составляет около 8-9 месяцев с момента уплаты до возврата из бюджета. У нас вложено в НДС до 10% годовой выручки. Остальная налоговая нагрузка укладывается в 2,5% годовой выручки и не считается для нас непосильной", -- говорит Андрей Нечаев, финансовый директор ЗАО "Вторчермет".<BR><BR><B>Толстый и тонкий</B><BR>С точки зрения переработчиков и заготовителей лома, рынок делится на три основных сегмента. Первый: тонкий лом -- металл толщиной до 4 мм малого и большого размера. Сюда попадают кровля, кузова автомобилей и т.п. Второй: толстый лом -- металл толщиной более 4 мм. К толстому относится лом толщиной более 4 мм, и он, как правило, требует демонтажа и переработки: это газовая резка, измельчающая негабаритный лом в габаритный. Габариты и масса лома, который можно сдавать металлургическим комбинатам, регламентируются ГОСТом 2787-75. Третий сегмент рынка -- чугун (чугунные трубы и т.п.).<BR>Наибольший доход переработчикам приносит толстый габаритный лом. Затраты на его переработку минимальны -- достаточно отсортировать его в отдельную кучку, а затем отправить на металлургический комбинат. Но такие отходы редко привозят переработчикам. Большую часть дохода им приносит негабаритный лом. Однако переработка этого лома требует серьезных капиталовложений. Доля расходов на содержание оборудования в себестоимости переработки лома составляет 10%. "Расходы на первичную переработку лома растут. Это происходит из-за того, что в оборот вовлекается все больше неразделанных конструкций. Выгоднее всего перерабатывать негабаритные виды тонкого лома. Прямые расходы на его переработку составляют $4-5 за тонну", -- говорит начальник отдела маркетинга ЗАО "Вторчермет" Алексей Саратов.<BR><BR><B>Недооцененный рынок</B><BR>В Петербурге ежемесячно в среднем образуется 30-40 тысяч тонн лома. Это цифра могла бы быть и больше, например за счет брошенного автотранспорта. Однако по действующему законодательству, пока на остове автомобиля есть номера и (или) он зарегистрирован на конкретного владельца, его утилизация приравнивается к краже.<BR><BR><B>Определения</B><BR><BR>CPT -- перевозка оплачена до... (указанное место назначения) -- торговый термин, включенный в Инкотермс и означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар назначенному им перевозчику, но помимо этого продавец должен оплатить стоимость перевозки, которая необходима для доставки товара в указанное место назначения. Это означает, что покупатель несет все риски и любые другие расходы, имевшие место после поставки товара перевозчику.<BR>Под перевозчиком понимается любое лицо, которое по договору перевозки обязуется выполнить или же обеспечить выполнение перевозки каким-либо видом транспорта или путем их комбинации. Если для перевозки до указанного места назначения последовательно используются несколько перевозчиков, то риски переходят в тот момент, когда товар поставлен первому перевозчику. Данное условие требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт.<BR><BR><B>Лицензионные</B><BR><B>требования и условия при заготовке, переработке</B><BR><B>и реализации лома</B><BR><B>черных металлов</B><BR><BR><B>v соблюдение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации</B><BR><B>v Обеспечение лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома черных металлов</B><BR><B>v Наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, в том числе: оборудования для огневой резки лома черных металлов, места для хранения баллонов и емкостей с кислородом и газообразным либо жидким углеводородным топливом; весового и другого метрологического оборудования, внесенного в государственный реестр и поверенного соответствующим органом; дозиметрического оборудования, разрешенного к промышленному использованию, внесенного в государственный реестр и поверенного в установленном порядке; стационарного или мобильного грузоподъемного оборудования (за исключением автокранов) грузоподъемностью не менее 5 тонн, не менее 50 процентов которого должно быть оснащено электромагнитными шайбами либо грейферными захватами</B><BR><B>v Наличие не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации: пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт); оборудования для сортировки или измельчения стружки</B><BR><B>v Соответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям</B><BR><B>v Наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием</B><BR><B>v Наличие на каждом объекте лицензиата дубликата лицензии с указанием места нахождения объекта</B>