00:0014 мая 200300:00
40просмотров
00:0014 мая 2003
Паровоз -- предмет, как ни крути, далеко не самый маленький. К тому же много шума издает -- пыхтит, дымит, гудит. Несмотря на все это, уже 10 лет в Петербурге тихо и незаметно существует паровозный бизнес.
<BR><BR>Паровоз -- предмет, как ни крути, далеко не самый маленький. К тому же много шума издает -- пыхтит, дымит, гудит. Несмотря на все это, уже 10 лет в Петербурге тихо и незаметно существует паровозный бизнес.<BR><BR>Паровозы в Петербурге сродни Летучему голландцу. Они курсируют вне официального расписания и очень нерегулярно. Говорят, на майских праздниках было три поездки, а следующий рейс -- только в конце июня.<BR>Узнать об их существовании можно только случайно, очутившись в нужное время на 9-й платформе Витебского вокзала или повернув голову на фирменный гудок, периодически издаваемый паровозом во время своего шествия по Петербургу.<BR><BR><B>1-я служба</B><BR>После проведения оперативно-разыскных мероприятий выяснилось, что паровозным извозом в Петербурге занимается фирма "Окдайл". Но дальше завеса таинственности не рассеялась, а наоборот. Обнаружить каких-нибудь материалов о паровозном бизнесе не удалось, раздел "ретропоезда" на официальном сайте компании постоянно находится в разработке, а один из руководителей "Окдайла" согласился рассказать о паровозах только на условиях анонимности. Плюс ко всему, местные потребители воспользоваться услугами паровоза не смогут при всем желании. "Внутренний рынок не готов. Платежеспособный спрос населения близок к нулю. На электричках-то все ездят бесплатно, платить $30 за поездку из Петербурга в Павловск тем более никто не станет, а арендовать паровоз из-за одного человека никто не будет -- слишком дорого", -- объяснили в "Окдайле".<BR>Впрочем, для "режима секретности" нашлись вполне объективные причины. Александр Петрович (так для удобства назовем менеджера паровозной компании) рассказал: "Паровозы есть в двух депо: Ленинград -- Сортировочный-Московский и Ленинград -- Варшавский. Сколько их там, никто не скажет. Они стоят в запасе -- числятся по 1-й службе. Это все равно что 1-й отдел. Если все разбомбят и линии электропередач выйдут из строя, то будем ездить на паровозах -- как Павка Корчагин, дрова рубить".<BR><BR><B>Три дороги</B><BR>Идея организовать паровозные туры появилась еще в 1992 году. С тех пор чаще всего паровозы курсируют в Пушкин -- Павловск. Некогда ветка из Петербурга в Пушкин стала первой российской железной дорогой, и, говорят, на ней до сих пор сохранились 2 километра насыпи, сделанной при ее строительстве в 1837 году.<BR>Кроме того, летом паровозы иногда стучат по рельсам вокруг Ладоги, а один раз ретросостав даже добрался до Мурманска. Главная причина "малодорожья" -- в сложности эксплуатации. "Последние пособия по эксплуатации паровозов выходили в 50-х годах. Так что знания передаются, что называется, из поколения в поколение. В общем-то научиться водить паровоз не так сложно, проще, чем электровоз или тепловоз. Физическая сила нужна, чтобы поворачивать рычаги, вентили. А вот эксплуатировать паровозы сложно. Каждый раз нужно сливать воду", -- объяснил Александр Петрович.<BR>Если для путешествия из Петербурга в Пушкин воды, заливаемой для работы котла паровоза еще в депо, хватает на весь путь, то о других маршрутах этого сказать нельзя. Водонапорные колонки, использовавшиеся для залива жидкости в паровозы в начале прошлого века, почти повсеместно уже демонтированы.<BR><BR><B>Паровозный спектакль</B><BR>Основные пассажиры петербургских паровозов -- иностранные туристы, а также корпоративные клиенты. Говорят, помимо России, настоящих паровозов почти нигде не встретить, что и привлекает клиентов. Эксклюзив столь велик, что ретропоездки на паровой тяге в загородные резиденции русских царей "Бриллиантовое ожерелье Санкт-Петербурга" значатся отдельным пунктом в программе юбилейной декады-300.<BR>Oдин час работы паровоза стоит около $700. При этом "Окдайл" организует около полусотни поездок в год, отправляя зараз в путешествие до 200 пассажиров.<BR>Для обслуживания маршрутов используются ретропаровозы ("один паровоз 1927 года, другой -- 1947-го. А 2 раза ездил паровоз 1897 года "Овечка". Часто такое чудо не поставишь. Он же километров 20 скорость развивает, режет все электрички") и современные вагоны, внутренняя обстановка которых стилизована под старину.<BR>Встречаются и так называемые вагон-салоны, в которых едут всего пять-шесть человек. А вот старинные вагоны на трассы пока не выпускают, хотя в арсенале есть вполне колоритные экземпляры. "Чего стоит хотя бы правительственный вагон, в котором в 1937 году ездил сам Берия. Дело в том, что вагоны находятся не в лучшем состоянии, а для их ремонта и дальнейшего поддержания в рабочем состоянии требуется слишком много средств", -- поведал Александр Петрович.<BR>Для иностранцев организуются не только поездки на паровозах, но и порой настоящие спектакли. Опять-таки паровозные. После фуршета в русском стиле ("Один раз мы заказали медведя, который разносил подносы с рюмками водки") любители паровозной тяги направляются через Императорский павильон на 9-ю платформу, где ждет паровоз под парами, а также и персонажи из начала XX века -- молочницы c бидонами, мальчишки-газетчики, военный оркестр с "Прощанием славянки" и пр. Когда же раздается гудок и поезд трогается, женщины на перроне выхватывают платки и начинают махать ими вслед уходящему составу. Очевидцы уверяют, что некоторых иностранцев эта сцена настолько пробирает, что те не сдерживаются и пускают слезу.<BR><BR><B>Гудок со смаком</B><BR>Несмотря на медлительный имидж, по скорости путешествие на паровозе мало чем отличается от езды на обычном поезде. К примеру, до Павловска паровоз добирается за 40 минут -- почти столько же, сколько занимает путешествие на электричке. Но если по скорости паровоз и электровоз сопоставимы, то по ощущениям от езды этого сказать нельзя. Специалисты уверяют, что у паровозов гораздо мягче ход, да и при езде пассажиры "мотаются" не из стороны в сторону, как в электропоезде, а вперед-назад. Впрочем, многие считают некорректным сравнивать паровоз и электропоезд уже потому, что у последнего нет такой "визитной карточки", как гудок.<BR>"С этим гудком у нас вообще связана отдельная история, -- вспоминает Александр Петрович. -- За последний век люди отвыкли от гудка, и когда наш паровоз начал гудеть в полную силу, многие просто пугались, и в итоге нас заставили вдвое уменьшить мощность сигнала. Гудок и в самом деле был громким -- лично я слышал его, находясь на станции метро "Электросила". (А.М., Д.Г.)<BR>