00:0013 мая 200300:00
52просмотров
00:0013 мая 2003
Министерство сельского хозяйства РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ в конце апреля 2003 года предложило новую систему таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров.
<BR><BR>Министерство сельского хозяйства РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ в конце апреля 2003 года предложило новую систему таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров.<BR><BR>Основная идея нововведений -- защитить внутренний рынок от наплыва импортных товаров, которые в достаточном количестве производятся в России. Добиться этого правительство хочет установлением повышенных ввозных таможенных пошлин на дешевые заграничные продукты.<BR><BR><B>Мотив</B><BR>По мнению вице-премьера, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, существующая система таможенно-тарифного регулирования не защищает отечественных производителей продовольствия: растущий поток дешевых импортных продуктов тормозит рост, а иногда и снижает цену отечественных товаров. И это, по его мнению, подрывает финансовое состояние российских производителей.<BR>Первый этап, который предстоит пройти Минсельхозу и Минэкономразвития, это определиться, какие рынки нуждаются в защите. В правительстве рассматриваются предложения о применении защитных мер в отношении зерна, растительного масла, молока и молочных продуктов.<BR>Следующая задача правительства -- определиться, какие именно меры из возможных -- квотирование или повышение пошлин -- лучше всего принять. И это наиболее острый вопрос. Около 30% всего импорта продовольствия приходит в Россию из СНГ. Чтобы ввести квоты, например, на украинское подсолнечное масло, потребуется изъять его из режима свободной торговли между Россией и Украиной. А это уже плохо вяжется с политикой России в отношении стран СНГ: все заинтересованы в развитии свободной торговли между странами.<BR><BR><B>Начало списка</B><BR>Рынок риса стоит первым в очереди на получение защитных мер. Доля отечественных производителей риса на родном рынке по итогам прошлого года составила 24%. Остальную часть -- 76% -- заняли иностранные поставщики. Вьетнамские, китайские, индийские экспортеры поставляют в Россию рис, цена которого с учетом действующих пошлин и транспортных расходов почти не отличается от цены риса отечественного производства.<BR>Складывающаяся ценовая ситуация на внутреннем рынке не стимулирует российских сельхозпроизводителей к расширению производства. Низкие цены не позволяют производителям своевременно расплачиваться за кредиты. И из-за дефицита средств в период посевной земледельцы сокращают посевные площади (см. табл.).<BR>В связи с этим правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала Правительству РФ ввести сроком на 9 месяцев специфическую составляющую таможенной пошлины на все виды импортируемого в Россию риса в размере 300 евро за тонну. При этом предлагается адвалорную ставку пошлины (она рассчитывается в процентах от таможенной стоимости товара) оставить без изменений.<BR>То есть импортеры, ввозя в Россию рис, должны будут платить пошлину в размере 10% от его стоимости, но не менее 300 евро за тонну.<BR><BR><B>Пошлины</B><BR><B>не всегда помогают</B><BR>Похожая ситуация складывалась на рынке растительного масла лет 5 назад. Еще в 1998 году доля импортного масла в предложении превышала 50%. Но после резкой девальвации рубля в августе 1998 года ситуация начала быстро меняться. Маслоэкстракционные заводы России бросились наращивать мощности, спрос на сырье пошел в гору. В 1999 году урожай подсолнечника достиг максимума за последние 6 лет (см. табл.).<BR>Но уже в 2000 году российские производители заметили быстрое возвращение импорта на рынок. Основной поставщик -- Аргентина -- заваливал рынок дешевым маслом. Тогда российские производители обратились в правительство с просьбой поднять ставки таможенных пошлин на ввоз масла. Правительство согласилось, подняло пошлины с 5% до 15%. Это привело к удорожанию не только импортной, но и отечественной продукции. Спрос на подсолнечное масло из-за высоких цен начал падать.<BR>И российским производителям, впрочем, как и импортерам, пришлось снижать обороты.<BR>Увеличение пошлины с 1 января 2002 года только усугубило ситуацию. Тогда правительство подняло минимальную ввозную пошлину с 90 евро за тонну до 140 евро за тонну для фасованных масел и до 100 евро за тонну для нефасованных масел. При этом процентная ставка пошлины осталась без изменений -- 15%.<BR>После этого внутреннее производство начало падать быстрее импорта. И он опять оказался впереди благодаря низким ценам.<BR>Так в 2002 году, по данным ГТК России, объемы ввоза подсолнечного масла снизились по сравнению с 2001 годом на 5% в пользу более дешевых растительных масел -- соевого, пальмового. Их ввоз в прошлом году увеличился на 5% и 18% соответственно. В то же время внутреннее производство подсолнечного масла сократилось по сравнению с 2001 годом на 8,7% и составило 1102 тысячи тонн.<BR><BR><B>Свинью подложили</B><BR>Введение квот на говядину и свинину вызвало в конце апреля дефицит мяса на оптовом рынке Петербурга и спровоцировало рост цен. Так, по оценкам мясоторговцев, в Петербурге за месяц они выросли на 20-25%.<BR>Из-за необходимости оформления квот в январе-марте этого года импортеры распродавали складские запасы быстрее, чем успевали пополнять.<BR>Кроме того, еще не все импортеры, между которыми Минэкономразвития распределило квоты, получили лицензии на ввоз мяса в Россию. Поэтому правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике решила продлить срок выдачи лицензий на импорт говядины и свинины до 1 июля текущего года. Хотя изначально планировалось прекратить выдачу лицензий участникам внешнеэкономической деятельности 29 апреля.<BR>Недовольны участники внешнеэкономической деятельности и механизмом распределения квот. Крупные поставщики мяса не получили того, на что рассчитывали. Квота по свинине распределена между 995 компаниями, а квота на поставки говядины -- между 864 фирмами.<BR>К концу мая мясоторговцы прогнозируют, что ситуация нормализуется. Но цены уже не опустятся до того уровня, на котором они находились в декабре 2002 года (см. табл.). Рост производства мяса в России не изменит ситуацию. По мнению переработчиков, оно "слишком жирное" и не подходит для производства колбас, сосисок и т.п. В большинстве случаев оно годится лишь для розничной продажи.<BR><BR><B>Печальные последствия</B><BR>Рост цен на сырье может переломить еще не окрепшую тенденцию роста потребления мяса и мясопродуктов. В прошлом году потребление превысило аналогичный уровень предыдущего года на 9%. Помимо роста спроса стимулом для наращивания выпуска мясных продуктов для переработчиков послужило повышение доходности их производства из-за снижения стоимости сырья.<BR>По данным Госкомстата РФ за 9 месяцев 2002 года, рентабельность мясной промышленности России повысилась до 11,8% против 8,8% за аналогичный период предыдущего года.<BR>