00:0012 мая 200300:00
12просмотров
00:0012 мая 2003
Ассоциация менеджеров назвала самые открытые сайты федеральных органов власти Российской Федерации.
<BR><BR>Ассоциация менеджеров назвала самые открытые сайты федеральных органов власти Российской Федерации.<BR><BR>В исследовании открытости сайтов федеральных органов рассматривалось 62 сайта властных структур. Под открытостью понималась готовность власти к диалогу с обществом и бизнесом: наличие контактной информации, интернет-приемной, общественных обсуждений и форумов. Также оценивалось наличие официальной информации (нормативной базы, текущей законотворческой и нормативной деятельности, структуры органа власти) и удобство использования. Исследование показало, что власти не в полной мере используют возможности Всемирной паутины для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности. Большинство сайтов напоминают электронные книги: приемлемый уровень информационных ресурсов (документов, баз данных) сопровождается практически полным отсутствием инструментов диалога с властью.<BR><BR><B>Степень открытости</B><BR>По мнению Ассоциации менеджеров, Россия следует мировым тенденциям в области информационных технологий. В течение 1999-2001 гг. рядом организаций было разработано несколько программ по информатизации РФ, а в июле 2001 года Правительство РФ одобрило ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и "О развитии единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы". Также был принят "Закон об электронной цифровой подписи", который призван обеспечить правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Данный закон позволяет облегчить оказание государственными агентами услуг частным лицам и бизнесу.<BR>Ассоциация менеджеров (АМ) ставила перед собой задачу оценить степень открытости сайтов правительственных структур для рядового российского гражданина и выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности использования интернета российской властью.<BR><BR><B>Приоритет открытости</B><BR>При составлении рейтинга основной акцент ставился на возможность и удобство получения информации о деятельности государственной организации рядовыми пользователями при помощи интернета. По мнению АМ, "идеальный" сайт правительственной организации с точки зрения предоставления информации должен содержать следующие разделы:<BR>-- законодательные основы деятельности с комментариями;<BR>-- принятые нормативные и подзаконные акты, законопроекты, разработанные данным государственным органом, с комментариями;<BR>-- информацию о структуре организации;<BR>-- информацию о главе и руководителях ключевых подразделений;<BR>-- контактную информацию, включающую электронные адреса руководителей подразделений;<BR>-- возможность запроса информации через сайт (интернет-приемную) с указанием процедуры рассмотрения поступающих заявок, сроков и ответственных лиц;<BR>-- общественные обсуждения ключевых направлений деятельности, законопроектов;<BR>-- текущие новости;<BR>-- информацию о текущих программах и инициативах с указанием сроков, контрагентов;<BR>-- информацию о госзакупках и тендерах с возможностью подачи заявки on-line;<BR>-- понятную систему навигации и дружественный интерфейс.<BR>Приоритетом пользовались наиболее открытые сайты, на которых можно получить максимальный объем информации о деятельности того или иного органа государственной власти. Общий балл вычислялся по формуле, которая учитывала все экспертные оценки.<BR><BR><B>Основные черты</B><BR>Анализируя результаты проведенного исследования, АМ указала следующие основные черты сайтов российской власти. Практически все сайты удовлетворяют критериям полноты официальной информации. Полные контакты с указанием электронных адресов руководителей подразделений приведены в 23% случаев, еще 57% ресурсов обеспечивают информацию о контактах с пресс-службой. Структуру организации адекватно отражают 83% сайтов. 93% сайтов содержат информацию о нормативной базе, и 77% -- о текущей законотворческой и нормативной деятельности. Полную информацию о руководителях, в том числе структурных подразделений, приводят 52% организаций; только глава указан в 38% случаев. Также на большинстве сайтов (79%) регулярно обновляются новости, более половины ресурсов (54%) содержат дополнительную информацию о деятельности органа, текущих инициативах и проектах.<BR>С информационной открытостью дела обстоят гораздо хуже. В 74% случаев отсутствует механизм запроса информации через сайт без использования электронной почты. Только 8% органов власти имеют интернет-приемные. На 77% сайтов нет общественных обсуждений, хотя бы в качестве модерируемого форума. Высказать свои мысли по поводу тех или иных аспектов деятельности в полной мере позволяют 13% ресурсов.<BR><BR><B>На первом плане</B><BR>Среди ветвей власти наиболее открытой является исполнительная власть, меньше всего возможностей диалога гражданина и власти предоставляет судебная власть. Как на дополнительную тенденцию можно указать на то, что если деятельность того или иного органа связана с выпуском большого объема подзаконных актов (Министерство финансов, ФКЦБ, суды), то информационная открытость подменяется "вывешиванием" всех этих документов на сайте.<BR>Основным выводом проведенного исследования АМ указала следующий: создатели сайтов органов власти большое внимание обращают на наличие формальной официальной информации (законодательные основы деятельности, текущая деятельность, различные базы данных и т.д.), при этом теряется основное преимущество интернета -- интерактивность. Этот фактор выходит на первый план, если принять во внимание огромную географическую протяженность нашей страны и те возможности, которые дает интернет как средство обеспечения доступности и демократичности власти. Также при осуществлении некоторых операций (например, тендеров, госзакупок) размещение публичных объявлений дает непосредственное снижение издержек и повышение прозрачности проведения торгов. Дальнейшее развитие электронного представительства российской власти видится в следующих направлениях: обеспечение возможности прямой связи с руководителями ключевых подразделений по e-mail; развитие интернет-приемных и общественных обсуждений; размещение информации о тендерах, госзакупках с возможностью подачи заявки on-line; унификация дизайнерских решений и системы навигации по сайту.<BR><B>По материалам Ассоциации менеджеров</B>