Морским портам грозит закон

Правительство РФ одобрило проект федерального закона "О морских портах РФ", разработанный Министерством транспорта. Некоторые портовики обещают сделать все, чтобы он не был принят.

<BR><BR>Правительство РФ одобрило проект федерального закона "О морских портах РФ", разработанный Министерством транспорта. Некоторые портовики обещают сделать все, чтобы он не был принят.<BR><BR>Законопроект должен быть доработан и внесен в Госдуму РФ в течение месяца. Таким образом завершится его многолетний и запутанный путь. Еще в середине 1990-х годов, после приватизации российских портов, частные компании, образовавшиеся на их основе, начали жаловаться на отсутствие базового закона.<BR>Российское законодательство регламентирует только деятельность государственных органов управления портами и водным транспортом, но не взаимоотношения последних с частными стивидорными, транспортно-экспедиционными, агентскими и тому подобными предприятиями. Это приводит к возникновению массы хозяйственных споров, и как следствие, к снижению эффективности работы портов. Кроме того, российские порты различаются по ведомственному признаку -- на торговые, рыбные и специализированные, хотя де-факто все давно переваливают любые виды грузов.<BR>По мнению заместителя министра транспорта РФ статс-секретаря Максима Прохорова, он может быть принят в первом чтении уже на весенней сессии Госдумы. Руководство Минтранса не раз заявляло о том, что "Закон о морских портах" должен повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российских портов. Чиновники особо подчеркивают, что реализация закона не потребует дополнительных госрасходов. Часть норм, касающихся деятельности портов, а также осуществления государственного портового контроля, уже закреплена в других законах и Кодексе торгового мореплавания.<BR>Но главное, принципиальное новшество, предлагаемое Минтрансом, -- законодательное разделение административных и хозяйственных функций, осуществляемых морскими администрациями портов (МАП). Согласно законопроекту, все МАП являются федеральными государственными учреждения, подведомственными министерству, которые наделяются административно-властными полномочиями и выполняют определенные государством функции.<BR>Функции, связанные с использованием федерального имущества в морских портах (сейчас они возложены также на МАП), должны быть переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт".<BR><BR><B>Пойдем другим путем</B><BR>Именно это положение закона вызывает ожесточенную критику со стороны портовиков.<BR>"Законопроект просто ужасный, и написан с одной целью -- закрепить позиции нового монополиста, -- считает Александр Пермяков, генеральный директор ЗАО "Порт Высоцк". -- Он отражает интересы чиновников и не имеет никакого отношения к реальным проблемам портов".<BR>Представителей бизнеса особенно раздражает то, что на протяжении многих лет они готовили собственные предложения по закону, которые в нынешнем проекте почти не отражены. Эту работу координировала Ассоциация морских торговых портов России (АМТП), которая вместе со ФГУП "СоюзморНИИпроект" пыталась разработать собственный проект закона.<BR>"Мы занимались этим семь лет, а проект Минтранса появился в качестве альтернативы года два назад, -- отмечает президент АМТП Олег Терехов. -- Причем там отсутствовала основная статья -- о предпринимательской деятельности в порту, а все было посвящено административным вопросам. Таким образом, смысла в принятии этого закона в нынешнем виде никакого. Он только ухудшит работу портов.<BR>С моей точки зрения, и создание морских администраций было излишним шагом. Огранизацией движения могли бы заниматься капитаны портов, а имуществом распоряжаться -- Минимущества РФ. Тем не менее МАПы были созданы, и почти везде им удалось наладить нормальный контакт с портовиками.<BR>Теперь снова все меняют и создают непонятную дополнительную надстройку. Теряется сам смысл, скажем, портовых сборов -- раньше их ставки устанавливались исходя из особенностей каждого порта, теперь же снова нам предлагают центрально-распределительную систему".<BR>По словам Олега Терехова, как только законопроект попадет в Госдуму, он будет тщательно изучен, а затем -- либо к нему будут предлагаться поправки, сформулированные АМТП, либо парламентарии выдвинут собственнй законопроект.<BR>"Наша концепция (кстати, одобренная в 2000 году коллегией Минтранса) уже давно находится в Госдуме. Там никакого "Росморпорта" нет вообще, -- отмечает президент АМТП. -- И депутатам она нравится. Если наши поправки не будут приниматься, концепция может быть использована как основа для альтернативного законопроекта".