Смарт-карты метрополитена нарушают законодательство

С 15 апреля метрополитен под предлогом введения именных смарт-карт отказывается продавать единые проездные билеты нашим сотрудникам, не имеющим постоянной регистрации в Петербурге. Как быть?

<BR><BR>С 15 апреля метрополитен под предлогом введения именных смарт-карт отказывается продавать единые проездные билеты нашим сотрудникам, не имеющим постоянной регистрации в Петербурге. Как быть?<BR><BR>-- Существует как минимум четыре несоответствия требований метрополитена действующему законодательству РФ.<BR>Во-первых, создание единой базы данных пользователей смарт-карт, включающей паспортные данные, фотографии жителей города и информацию об их регистрации по месту жительства, противоречит ст. 11 Закона от 20.02.95 №24-ФЗ "Об информации", поскольку эти сведения относятся к персональным данным и являются конфиденциальной информацией. Незаконным является и сбор информации о передвижении граждан, имеющих такие карты, поскольку при каждом проходе владельца карты по единому проездному билету через турникет эти сведения будут поступать в единую систему, как сейчас это происходит с индивидуальными номерами магнитных карт, в связи с чем в течение определенного времени нельзя воспользоваться той же магнитной картой, даже на другой станции. Создание базы данных о перемещениях физических лиц внутри метрополитена, хранение и реализация такой информации за определенные периоды времени, даже передача их для целей правоохранительных органов противоречит ст. 24 Конституции РФ.<BR>Во-вторых, взимание 155 рублей за оформление смарт-карты по сути является сделкой по реализации права, а не платой за оказание услуг по перевозке. Как и раньше, пассажир должен будет покупать в кассе метрополитена единый проездной билет, который метрополитен будет продавать только при предъявлении смарт-карты. Мало того, что реализация объектов права не входит в полномочия метрополитена (как, например, выдача отдельными гос. органами документов о праве заниматься определенными видами деятельности), да еще и сам объект -- реализация гражданских прав -- не может являться предметом купли-продажи.<BR>В-третьих, метрополитен нарушает ст. 19 Конституции, где декларируется, что: "каждый человек в России (заметьте, не "гражданин РФ", а любой человек, независимо от гражданства) пользуется равными правами и свободами, независимо от места проживания". Поэтому введение смарт-карт только для жителей определенного региона является дискриминацией по признаку места жительства. При этом ст. 27 Конституции гарантирует свободу передвижения всех граждан РФ, независимо от того, где они проживают и куда направляются, а статьи 3 и 64 Трудового кодекса РФ от 30.12.01 №197-ФЗ запрещают работодателю отказывать в приеме на работу граждан или устанавливать им преимущества при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания). Иностранные граждане могут получить разрешения на работу в РФ в установленном порядке, что даст им право легально проживать и трудиться в городе. Таким образом, метрополитен ущемляет в правах граждан, на законных основаниях проживающих и работающих в Петербурге, а в случае, описанном в вопросе читателя, -- вынуждает работодателя к дискриминации при исполнении коллективного трудового договора. Что касается дискриминации в отношении гостей города, то такие действия могут нанести непоправимый ущерб развитию туристического и образовательного рынков, которые обычно являются приглашающей стороной для иностранных граждан, а также демократическому имиджу города.<BR>В-четвертых, введенные метрополитеном новшества являются вопиющим нарушением антимонопольного законодательства РФ, поскольку предоставление льгот определенной категории потребителей (права покупать единые проездные и карточки со скидками за проезд) и отказ в таких льготах другой категории (которая вынуждена будет пользоваться только жетонами) запрещены абз. 3 и 9 п. 1 ст. 5 Закона от 22.03.91 №948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поэтому еще одна надежда граждан на восстановление справедливости -- обращение в МАП, который может не только вынести предписание о прекращении противозаконных действий, но и изъять полученные в результате нарушений доходы.<BR>Ольга Самойленко,<BR><B>руководитель Экспертного совета Купеческого Клуба Санкт-Петербурга</B>