Рекламный рынок Петербурга "колбасит" от спама

В списке праздников на этой неделе значится не только Всемирный день солидарности трудящихся, но и Юбилей спама.

<BR><BR>В списке праздников на этой неделе значится не только Всемирный день солидарности трудящихся, но и Юбилей спама.<BR><BR>Для большинства пользователей компьютеров spam-day -- скорее день траура, нежели праздник. По данным Ferris Research, в 2002 году несанкционированная электронная реклама, которую, собственно говоря, и называют "спамом", нанесла американским компаниям ущерб в размере $8,9 млрд, а европейским -- на $2,5 млрд. Однако у этой монеты есть и обратная сторона. Так, по некоторым оценкам, профессиональные петербургские спаммеры ежемесячно зарабатывают до $250.000, и оборот этого бизнеса cо дня на день только увеличивается.<BR><BR><B>Колбасная история</B><BR>По поводу возникновении слова "спам" в Internet гуляет несколько легенд одна другой красивее. Согласно одной из них "спам" -- это сокращение от английского SPiced hAM, то есть "перченая ветчина". Якобы именно ее корпорация Hormel, у которой в 1930-е годы скопилось огромное количество неликвидного мяса, отправляла дружественным странам по ленд-лизу. Кроме того, говорят, что Оруэлл в своей антиутопии "1984" описывал розовые кусочки мяса, которые и являются спамом 1948 года.<BR>В общем-то, в США слово spam и сейчас печатается на этикетках консервированного колбасного фарша. Свою вторую жизнь слово получило благодаря телешоу Monty Python's Flying Circus. Актеры этого шоу разыгрывали сценку в кафе, во время которой официанты безостановочно предлагали своим клиентам этот изысканнейший продукт, выкривая при этом "spam" столько раз, сколько порций колбасы было заказано. Если одна, то "spam", если две, то "spam, spam", если три, то "spam, spam, spam", и т.д. Более того, употребление фарша сопровождалось песенкой, на 99% состоящей из колбасного слова: "Спам, спам, спам, спам, спам, любимый спам! Потрясающий спам!" После просмотра этой телепередачи зрителей, видимо, начало "колбасить", а сам spam стал синонимом чего-то бесполезного и требующего навязчивой рекламы.<BR>С развитием Internet это словечко пришлось как нельзя более ко двору. По данным Washington<BR>ProFile, 3 мая мир отметит 25-ю годовщину получения первого спама -- несанкционированного письма, полученного по электронной почте. 31 марта исполнилось 10 лет с момента первого использования самого термина "спам".<BR>Первыми зарегистрированными в истории настоящими спаммерами стали два юриста из Аризоны -- Лоуренс Кантер и Марта Сигел. В апреле 1994 года они разослали по электронной сети несколько тысяч сообщений, рекламирующих их услуги для участников лотереи, где разыгрывались green cards -- виды на жительство в США. 12 апреля Лоуренс и Марта наняли программиста, который создал для рассылки этой рекламы специальное программное обеспечение. Затея провалилась. Получателями "спама" стали в основном американцы, которые вовсе не нуждались в получении видов на жительство в своей стране.<BR><BR><B>Элита</B><BR>Сколько в Петербурге спаммеров, не знает, пожалуй, никто. Другое дело, что во всем мире они делятся на две неравные категории -- тех, которые зарабатывают спамом на пиво, и "элиту", которая ежедневно рассылает сотни тысяч писем и имеет довольно большие доходы.<BR>"Элитных" спаммеров в Петербурге сегодня не больше 150. В основном это старшекурсники местных вузов. Профи говорят, что самое сложное в их бизнесе -- всегда быть в курсе при взятии заказов, за какой из них заплатят, а не "кинут". Обычно профессиональные петербургские спаммеры выполняют заказы крупнейших международных компаний, специализирующихся на электронной коммерческой рассылке, таких, как Cyber Promotions, Integrated Media Promotions, Quantum Communications и др. Также только профи знают, как скрыться от преследования провайдеров, как обойти жесткие фильтры западных почтовых серверов, как наиболее эффективно составлять сообщения в зависимости от конъюнктуры рынка, что стоит в планах у антиспамовых организаций и т.д.<BR>Как правило, за рассылку одного письма спаммер получает $0,0001. Казалось бы, цифра мизерная, но если учесть, что при хорошем интернет-соединении спаммер за день легко может разослать миллион писем, суммы получаются гораздо более внушительными. В среднем каждый петербургский "элитный" спаммер зарабатывает на своем электронном бизнесе $1500-2000 в месяц.<BR>Стартовый капитал спаммера -- база адресов электронной почты. Она пополняется двумя путями. Во-первых, интернет просто забит предложениями купить базы данных для подобных рассылок. Средняя цена диска, на котором несколько миллионов адресов, -- $100. Однако гораздо более популярный вариант -- это приобретение специальных программ, которые не только самостоятельно "выкачивают" из интернета адреса, но и автоматически отправляют на них спам. Стоят они от $30 до $100, и без них профессионально заниматься спаммингом практически невозможно.<BR><BR><B>Дешевка</B><BR>Ничего ниоткуда не возникает. Появлению спама способствовали естественные предпосылки. Интернет позволил маркетологам реализовать два главных качества спама, делающих его привлекательным для рекламодателей, -- ширину охвата и дешевизну. "Да если бы я отправлял реальные письма в таких объемах, в которых действую сегодня, то только бы на почтовых марках и конвертах разорился в момент, -- говорит Кирилл, занимающийся спаммингом уже третий год. -- А в сети что: нажал на кнопку, и специальная программа тебе не только адреса соберет, но и письма по ним отправит".<BR>Подтверждает слова Кирилла и газета The New York Times. По ее подсчетам, для того, чтобы разослать рекламные письма по электронной почте на 100 тысяч адресов, компания должна потратить от $500 до $2000. Для того же, чтобы отправить "традиционные" рекламные буклеты 1 млн потенциальных клиентов, она вынуждена будет раскошелиться на $230.000 для покупки бумаги, почтовых марок и типографских услуг.<BR>Убытки от спама получают главным образом те, кто использует интернет-подключение с платой за входящий траффик (например, провайдеры). Но даже если человек "за входящие" не платит, у него все равно будет уходить время (а следовательно, и деньги) на прочтение несанционированной рекламы, особенно на медленных петербургских соединениях. Кроме того, профессиональные спаммеры продают списки своих рассылок, и тогда пользователь рискует получать десятки "спамовых" писем в день.<BR><BR>Уловка 22<BR>Большинство компьютеровладельцев, мягко говоря, недолюбливают спам и отправляют его прямиком в "мусорную корзину". Спаммеры тоже не сидят сложа руки и выдумывают все новые способы, чтобы человек прочитал-таки рекламную рассылку.<BR>"Примерно полгода назад я столкнулся с ситуацией, когда отправлял огромное количество спама, а эффект был очень низким, -- вспоминает Евгений, который занялся коммерческой рассылкой год назад. -- Выпил, посидел, и придумал беспроигрышный ход, который повысил количество прочитываемых писем в разы. В теме сообщения, по которой определяют спам, я пишу: "Пошел на...". Как правило, народ настолько удивляется или возмущается, что просто тыкает в ссылку. Чего мне и надо". Другие способы привлечения внимания к спаму также базируются на человеческих слабостях. Весьма популярны у спаммеров тема письма "Привет, ты меня помнишь?", как бы ошибочное сообщение: "Привет, Димон, посылаю тебе фотки Светки, когда она занималась с Олегом любовью". Но, конечно, проще всего привлечь человека заголовком о заработке.<BR>"Особенно люди падки на деньги, -- говорит Олег, работающий на спаме уже третий год. -- Сколько раз твердили миру, что просто так, "на халяву", ничего заработать нельзя, а люди все покупаются. Разумеется, разошли они хоть миллион писем, от меня они не получат ни копейки. Быть же "прищученным" не боюсь абсолютно -- скорее Билл Гейтс передаст свое состояние в фонд борьбы с Windows, чем в России поймают за не слишком крупные аферы в интернете".<BR>Несмотря на то что спам появился далеко не вчера, стопроцентно эффективных средств борьбы с ним нет до сих пор. Лучшее, что можно сделать, -- это отослать нежданную рекламу технической службе провайдера или почтового сервера, чтобы там "разобрались". Отвечать же спаммеру ни в коем случае нельзя. Разбудить его залегшую в спячку совесть все равно не удастся, а вот для него самого письмо будет сигналом о том, что ваш электронный адрес "живой". Так что в ближайшие дни ждите целый поток нового спама. Поэтому, кстати, спаммеры и просят ответить им со словами: "Больше не отправлять подобных сообщений". Простой, но эффектный трюк. Впрочем, иногда отдельные письма пробирают даже "железных" спаммеров.<BR>"Как-то пришел ко мне ответ от одной девушки, -- вспоминает Олег. -- Прочитав его, я исключил этот адрес из списка своих рассылок. Девушка написала, что настолько влюблена в компьютер и впечатлительна, что присылаемый в любое время дня и ночи спам мешает ей выполнять свои супружеские обязанности". (А.М., Д.Г.)