Столичные операторы сотовой связи названивают в регионы

В 2003 году количество абонентов сотовой связи превысит 30 млн человек, а уровень проникновения перешагнет отметку в 20%. Основной рост будет происходить за счет регионов, в том числе и Северо-Запада.

<BR><BR>В 2003 году количество абонентов сотовой связи превысит 30 млн человек, а уровень проникновения перешагнет отметку в 20%. Основной рост будет происходить за счет регионов, в том числе и Северо-Запада.<BR><BR>По прогнозам консультанта компании J'son & Partners Оксаны Панкратовой, в 2003 году на регионы придется 20 млн подключений. Стремительное увеличение количества региональных абонентов сотовой связи наблюдалось и в 2002 году -- абонентская база выросла в 3 раза относительно 2001 г.<BR><BR><B>Количество и качество</B><BR>В отличие от бурного количественного роста региональной абонентской базы, московский рынок намерен развиваться в качественном направлении.<BR>Операторы надеются, что предложение новых услуг на основе технологий GPRS, MMS, LBS поможет не только удержать абонентов, но и принесет дополнительную прибыль (см. врезку). По мнению же аналитиков, операторы просчитались, поскольку небольшое количество потребителей обладает трубками, поддерживающими GPRS, MMS и LBS.<BR>Запуск новых технологий в России объединил операторов и производителей оборудования для проведения единой рекламной кампании. В конце 2002 года "Соник Дуо" (московский филиал "МегаФона") и Nokia провели совместную промо-акцию, приуроченную к началу коммерческой эксплуатации услуг MMS.<BR>Операторы надеются, что в 2003 году рынок будет прирастать именно за счет этих дополнительных услуг и перехода потребителей на современные модели трубок. Емкость же рынка услуг по подключению, несмотря на увеличение количества абонентов из-за снижения ARPU, останется на уровне 2002 года и составит примерно $400-500 млн.<BR><BR><B>Бедность приемов</B><BR>Основным приемом, которым пользуются операторы для привлечения новых абонентов и удержания старых, является снижение тарифов.<BR>В конце 2001 года приход в Северную столицу МТС ознаменовался низкими тарифными планами, что привело к резкому увеличению количества подключений. Показатель ARPU тогда уменьшился у "МегаФона" с $35 до $25 (см. врезку). У МТС же он составил $15.<BR>Появление же в апреле 2003 года на Северо-Западе нового оператора -- "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM") -- заставит петербургских игроков еще снизить тарифные планы, хотя частая локальная смена тарифов характерна для российского рынка вообще.<BR>По мнению аналитиков Advanced Communications & Media, в 2003 году ARPU у петербургских операторов упадет до $10-12. Причем петербургские операторы подготовились к этому. По словам пресс-секретаря МТС Евы Прокофьевой, бизнес-план компании на 2003 год был подготовлен с учетом присутствия "Би Лайна" на петербургском рынке. По мнению же пресс-секретаря "МегаФона" Марины Белашевой, появление нового игрока оживит рынок и в конечном итоге будет только на пользу потребителю.<BR><BR>Партизаны от GSM<BR>"Видимую" борьбу за потребителя операторы сопровождают активными партизанскими действиями. Летом прошлого года МТС провела адресную рассылку с предложением нового тарифного плана "1000 за 100" (1000 минут местных телефонных переговоров за $100 без НДС и НП). Этот тариф не был объявлен на официальном сайте компании, о нем не информировали и в абонентской службе, действовала лишь прямая рассылка.<BR>Причем в список рассылки попали наиболее активные абоненты "Би Лайна". Ответным ходом "ВымпелКома" стал похожий тариф "Супер 1000 GSM". После чего МТС сразу же официально объявила о своем тарифном плане.<BR><BR><B>Закрепление позиций</B><BR>Для закрепления позиций в Северной столице "Би Лайн" пошел по стопам МТС, предоставив демпинговый тариф на исходящий внутрисетевой звонок (равный 1 центу) и посекундную тарификацию с первой минуты.<BR>Если подобный прием принес МТС в первый год на петербургском рынке 700 тыс. новых абонентов, то "Би Лайн" намерен за год подключить всего 200 тыс., поэтому серьезную конкуренцию "МегаФону" и МТС в 2003 году не составит. Северо-Западный рынок необходим "ВымпелКому" прежде всего для сокращения роуминговых потерь, составляющих около $2,4 млн в год (см. "ДП" №66/03, www.dp.ru).<BR>Другое дело, что от присутствия под боком "ВымпелКома" уменьшатся доходы "МегаФона", который ранее обслуживал роумеров "Би Лайна" в Петербурге.<BR><BR><B>Рынок на четверых</B><BR>В течение 2003 года в Северную столицу готовится прийти еще один GSM-оператор -- шведская компания Tele2 в лице ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (марка Fora Communications), которое на данный момент работает в аналоговом формате AMPS-800. Весной 2002 года Fora получила лицензию на использование частоты 1800 МГц и анонсировала готовность перейти в формат GSM. Однако сроки строительства сети постоянно переносятся. Одна из проблем, с которой столкнулись "Би Лайн" и Fora, вступая на рынок Петербурга и области, -- наличие лицензии на работу только в одном диапазоне (1800 МГц). Тогда как "МегаФон" и МТС работают на частотах 900 и 1800 МГц. Однако в марте 2003 года "Би Лайну" удалось получить необходимую лицензию и на частоту 900 МГц.<BR><BR><B>Свежие покупки</B><BR>Несмотря на наличие лицензий, позволяющих работать во всех российских федеральных округах, "МегаФон" представлен слабее МТС, которая, имея разрешение работать в 58 регионах, представлена в 49 из них.<BR>В последнее время МТС активно осваивает Приволжский округ. Имеет сеть в Башкортостане, строит в Самаре. Последнее приобретение МТС -- казанская сотовая компания "ТАИФ-Телком". Покупка одного из крупнейших операторов региона автоматически вывела МТС на верхние позиции рынка Татарии и Поволжья в целом (по мартовским данным J'son & Partners, "ТАИФ-Телком" занимает пятую позицию после тройки лидеров и компании "СМАРТС").<BR><BR>Не GSM<BR>В 2002-2003 гг. консолидация GSM-активов вокруг "ВымпелКома", МТС и "МегаФона" практически завершилась, тем не менее, по прогнозам J'son & Partners, в 2003 году конкуренция региональных GSM-операторов усилится, так как AMPS-операторы достроят цифровые GSM-сети. Возможно, в 2003 году будет сформирован федеральный оператор, работающий в стандарте CDMA. В последний год крупные игроки телекоммуникационного рынка -- компании "Связьинвест", "Аккорд-Тел" и "РТК-Лизинг" -- начали скупать региональные NMT-активы.<BR>Интерес к устаревшему аналоговому формату NMT-450 (в котором работают "Московская сотовая связь", петербургская "Дельта Телеком" и множество региональных операторов) обусловлен возможностью построения на его основе цифрового стандарта нового поколения CDMA2000 1Х (IMT-MC-450) с набором услуг, отличающихся по качеству от GSM-формата (см. "ДП" №31/03, www.dp.ru). В декабре 2002 года в Петербурге в коммерческую эксплуатацию запустила сеть стандарта IMT-MC-450 компания "Дельта Телеком" (марка Sky Link), первой предложившая услуги в этом формате в России.<BR>В планах оператора -- к концу 2003 года подключить около 100 тысяч пользователей и выйти на Северо-Запад. В столице в стандарте IMT-MC-450 с середины 2003 года начнет работать "Московская сотовая связь".<BR>Развитие альтернативного формата участники GSM-рынка не воспринимают как прямую конкуренцию, поскольку предоставление услуг в формате CDMA предполагает абонентов, готовых тратить в месяц $100-200 на обслуживание. По данным Advanced Communications & Media, эта категория пользователей составляет в среднем 5% от всех абонентов.<BR><BR><BR><B>"Мобильные" итоги года</B><BR>В 2002 году количество абонентов сотовой связи в России увеличилось более чем в 2 раза -- с 8,04 млн (в 2001) до 18 млн человек, из которых 7,14 млн -- москвичи. Уровень же проникновения сотовой связи вырос с 5,6% до 12,5%.<BR><BR><B>Телефонизация страны</B><BR>Аналитики отмечают, что в 2003 году количество абонентов сотовой связи в России сравняется с количеством абонентов фиксированной связи.<BR>В марте 2003 года на фиксированную связь приходилось более 30 млн абонентов, а на сотовую -- более 20 млн.<BR><BR><B>Термины</B><BR>Уровень проникновения сотовой связи -- доля потребителей, пользующихся сотовой связью, % от количества всего населения России (округа, региона, города).<BR>ARPU -- средний счет на одного абонента за месяц.<BR>CDMA2000 1Х (IMT-MC-450) -- цифровой стандарт третьего поколения, характеризующийся высокой скоростью передачи данных (до 153 Кбит/сек, что в 10-15 раз выше средней скорости передачи в стандарте GSM), более качественным звучанием речи и минимальным биологическим воздействием на человека.<BR>GPRS -- технология, позволяющая пересылать и принимать данные на скоростях до 170,2 Кбит/с, что в несколько раз выше средней скорости передачи в стандарте GSM.<BR>LBS -- технология, позволяющая определять местоположение абонента.<BR>MMS -- технология, позволяющая пересылать и принимать текст, звук и изображения.<BR>NMT -- стандарт, работающий в диапазоне 453-468 МГц. Характеризуется худшим качеством передачи речи и более вредным воздействием на организм человека, чем цифровые стандарты, а также возможностью прослушивания разговоров и несанкционированного проникновения в сеть.<BR>В стандарте NMT-450 создана первая в России сеть сотовой связи "Сотел". Сети NMT-450 охватывают практически всю России.