Банковские и страховые продукты слились в экстазе

В конце прошлого года тенденция по сращиванию банковских и страховых институтов вновь приобрела ярко выраженный характер.

<BR><BR>В конце прошлого года тенденция по сращиванию банковских и страховых институтов вновь приобрела ярко выраженный характер.<BR><BR>Банкиры и страховщики почти одновременно начали активно развивать ритейловое направление, что, естественно, не могло не привести их к объединению усилий на финансовом фронте.<BR>Слово "финансовый супермаркет", ранее обозначавшее банк, предоставляющий всевозможные банковские и инвестиционные услуги, приобретает новый смысл. Теперь в ряд предоставляемых банком финансовых продуктов включены и страховые полисы.<BR>Почти все крупные страховые компании Петербурга так или иначе связаны с одним или двумя дружественными кредитно-финансовыми учреждениями. Большинство из них -- либо дочерние структуры банка, либо наравне с кредитно-финансовым учреждением принадлежат одним и тем же акционерам. Таким образом финансисты готовятся к выходу на российский рынок международных банковско-страховых групп. Некоторые из этих групп, например Allianz, появились в России, став совладельцами крупных страховых компаний.<BR><B>Вместе -- сила</B><BR>Последним крупным событием по объединению усилий на финансовом рынке в конце прошлого года стало вхождение ОАО "Банк "Санкт-Петербург" в акционерный капитал ОАО "Российско-Британская страховая компания Гайде" (см. "ДП" №160/02, www.dp.ru). Как объяснила генеральный директор ОАО "Российско-Британская страховая компания Гайде" Татьяна Гай, сотрудничество с банком интересно для страховой компании возможностью расширения клиентской базы за счет клиентов и партнеров "Санкт-Петербурга".<BR>Кроме того, "Гайде" переориентировала на этот банк основную часть своих финансовых потоков, не отказываясь при этом от сотрудничества в этом направлении и с другими банками.<BR>В банке "Санкт-Петербург" вхождение в состав акционеров страховой компании также объясняли желанием пополнить список своих клиентов за счет клиентуры "Гайде". Кроме того, по словам банкиров, "Санкт-Петербург" пошел на этот шаг и для того, чтобы расширить свое присутствие на рынке страховых услуг, где банк на момент совершения сделки уже был представлен дочерним ОАО "Генеральная страховая компания".<BR><B>Мир пополам</B><BR>Ярким примером взаимоувязывания интересов служит и опыт страховой компании "Русский мир", входящей в структуру Банкирского дома "Санкт-Петербург". В его рамках страховая компания работает с ОАО "Промышленно-строительный банк" и ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга".<BR>"Сотрудничество нашей страховой компании и ОАО "Промышленно-строительный банк" строится на взаимовыгодной основе, -- говорит генеральный директор ОАО СК "Русский мир" Павел Зубрилин, -- На наш взгляд, сотрудничество представляется очень перспективным. Во-первых, мы, как правило, получаем доступ к динамично развивающимся клиентам, бизнес которых находится в стадии роста. Начиная работать с ними по страхованию залогов, которые им необходимо предоставить банку для получения кредита, компания выходит и на другие интересы клиента, еще не защищенные страхованием, например его ответственность перед третьими лицами или программы, связанные с добровольным медицинским страхованием. Как правило, тарифные ставки по страхованию залогового имущества формируются с учетом портфеля залогов банка, то есть могут быть ниже действующих на рынке".<BR>"Удовлетворяя интересы конкретной фирмы по страхованию, мы получаем выход на работников компании, также имеющих имущественные интересы, что позволяет привлечь дополнительных страхователей, -- продолжает Павел Зубрилин. -- Выгоды для банка также очевидны. Он работает с известной ему страховой компанией, что позволяет значительно упрощать процедуру страхования и принятия полиса банком. А так как документы проходят согласование всех банковских служб еще на стадии принятия регламентов, то клиенты получают более дешевую страховую защиту".<BR>"Огромную пользу объединение усилий банка и страховой компании приносит при экспансии в регионы, -- полагает Павел Зубрилин. -- Выходя на новые рынки, в рамках одной банковско-страховой группы мы можем предложить совместные программы, что удешевляет стоимость отдельных продуктов как для нас, так и для клиента. Сегодня перспективными направлениями развития для нас являются страхование владельцев пластиковых карт, страхование при развитии программ кредитования физических лиц (автомобили, ипотека), продажа полисов в отделениях банка по работе с физическими лицами, добровольное медицинское страхование работников компаний, обслуживающихся в банке".<BR>Павел Зубрилин отверг предположение о возможной уязвимости сотрудничества с банком в случае неисполнения его клиентами своих обязательств, обосновав это тем, что страховая компания защищает свой портфель договорами перестрахования. Это, по его мнению, вполне позволяет обеспечить необходимую устойчивость.<BR><BR><B>Экономика должна быть экономной</B><BR>Еще одним крупным игроком на рынке страховых услуг, пользующимся поддержкой банковского учреждения, является ОАО "Регион", дружественное Северо-Западному банку Сбербанка РФ. В прошлом году эта компания активно начала продавать страховые полисы через отделения банка. Как заявил генеральный директор СОАО "Регион" Дмитрий Фельдман, на начало весны 2003 года его компания продавала через банк более 1000 полисов в месяц.<BR>"Мы в своей работе сотрудничаем с ОАО АКБ "Автобанк-НИКойл", -- сказал директор петербургского филиала ОАО "Промышленно-страховая компания" Сергей Огорельцев. -- За счет работы с банком только на создании филиальной сети сэкономили от $300 тысяч до $500 тысяч. Понятно, что продавать через банковские окна можно лишь страховые продукты, не требующие сложного оформления и идущие во многом параллельно банковским продуктам: полисы страхования автогражданской ответственности, страхования автомобиля, страхования выезжающих за рубеж".<BR>"Сегодня почти не осталось крупных и средних страховых компаний, которые бы не входили в какие-либо финансовые группы, -- говорит генеральный директор ОАО СК "Класс" Андрей Шарков. -- Плюсы для банка в такого рода объединении очевидны -- это доступ к средствам страховой компании, к ее страховым резервам.<BR>Страховая же компания получает доступ к клиентам банка. Однако в этом есть минус для клиента -- у него нет свободы выбора. При кредитовании он вынужден заключать договора страхования только с компанией -- партнером банка, разумеется, на ее условиях".