00:0018 апреля 200300:00
8просмотров
00:0018 апреля 2003
В Петербурге зарождается энергомашиностроительная компания мирового масштаба. После окончания объединения пяти российских компаний в концерн "Силовые машины" портфельные инвесторы получат перспективный актив для своих вложений.
<BR><BR>В Петербурге зарождается энергомашиностроительная компания мирового масштаба. После окончания объединения пяти российских компаний в концерн "Силовые машины" портфельные инвесторы получат перспективный актив для своих вложений.<BR><BR>В стратегическое партнерство "Концерн "Силовые машины" (СМ) войдут ОАО "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ), ОАО "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ), ОАО "Калужский турбинный завод" (КТЗ) и ОАО "Энергомашэкспорт-Силовые машины" (см. "ДП" №1/2003, www.dp.ru). Сейчас происходит процесс трансформации этих предприятий, который будет проводиться в несколько этапов. На первом этапе (до середины 2003 года) пройдет обмен акций ЛМЗ и "Электросилы" на акции головной компании концерна -- "Энергомашэкспорт -- Силовые машины". На втором этапе (до конца 2003 года) к концерну аналогичным способом должны присоединиться ЗТЛ и КТЗ.<BR>Коэффициенты обмена для первого этапа будут следующие: одна акция СМ будет приравнена к 1320 акциям ЛМЗ или 840 акциям "Электросилы". По расчетам специалистов ЗАО "Инвестиционная компания "Энергокапитал", обмен принесет акционерам объединенных компаний существенную потерю капитализации, в частности, акционеры ЛМЗ потеряют 44% от нынешней стоимости своих активов, а "Электросилы" -- 16%. Правда, эти краткосрочные потери обернутся доходами в долгосрочной перспективе, считают специалисты инвестиционной компании.<BR><BR><B>Рынок охвачен</B><BR>Создателем концерна СМ является холдинговая компания "Интеррос" во главе с Владимиром Потаниным. На ЛМЗ, "Электросиле" и ЗТЛ "Интеррос" владеет контрольными пакетами акций. На КТЗ у "Интерроса" блокирующий пакет акций. Сейчас предприятия создаваемого концерна контролируют более 60% российского рынка паровых турбин, турбо- и гидрогенераторов, а также 80% рынка гидравлических турбин.<BR>По оценкам специалистов "Интерроса", к середине 2003 года портфель заказов достигнет $1982 млн. Средний прирост портфеля заказов компании составляет 25% в год. Около 50% портфеля заказов -- экспортные контракты. Свыше 90% контрактов -- это строительство новых объектов, 7% -- модернизация старых.<BR>Конкурентоспособная продукция концерна "Силовые машины" и умение выполнять контракты "под ключ" позволяют ему получать крупнейшие российские и международные заказы (см. таблицу).<BR>В планах концерна -- приобретение ОАО "Турбоатом", крупнейшего украинского предприятия по производству оборудования для АЭС.<BR><BR><B>Акции -- в массы</B><BR>На брифинге, проходившем в конце 2002 года в Москве, концерн СМ объявил, что после перехода на единую акцию в середине 2003 года он планирует разместить около 10% своих акций на Фондовой бирже РТС. Вторым шагом будет размещение депозитарных расписок (ADR) первого уровня на 10% акций компании. Оно должно состояться в 2004 году на одной из западных бирж. Концерн рассчитывает, что по итогам размещения акций в РТС капитализация компании составит $150-200 млн. Таким образом, концерн надеется привлечь с рынка $30-40 млн.<BR>Начальник отдела активных операций инвестиционной компании "Энергокапитал" Михаил Заводов говорит: "На наш взгляд, акции энергомашиностроения перспективны. Верхний уровень цен может быть очень высок. Например, на ЛМЗ мы видим его на уровне $8 (текущая цена -- менее $2,5). После объединения акции могут стать интересны с точки зрения диверсификации портфелей. Ведь не секрет, что в основном в портфелях нефтянка, энергетика, телекомы, а тут -- четвертый холдинг в мире по энергомашиностроению. После объединения намечается открытая публичная подписка (IPO) и сплит (дробление), а это добавит ликвидности акциям.<BR>Миноритарным акционерам заводов СМ предложил выбрать между обменом их акций на акции концерна и продажей их концерну. За акцию ЗТЛ СМ готов платить по 252 рубля за штуку, ЛМЗ -- 45 рублей, "Электросилы" -- 70 рублей. Аналитик "Энергокапитала" Мурад Ахмедов говорит: "Мы не советуем акционерам ЛМЗ и "Электросилы" продавать свои акции по ценам, предложенным концерном "Силовые машины". По нашим расчетам, сразу после размещения акций единой компании на рынке РТС новые акционеры смогут получить 30-35% дохода за счет роста курсовой стоимости акций. В ближайшей перспективе капитализация единой компании видится в диапазоне $190-210 млн (сейчас суммарная капитализация ЛМЗ, "Электросилы" и ЗТЛ равна примерно $120 млн)". По мнению Мурада Ахмедова, рыночная цена акций концерна СМ сразу после выпуска может составить $2850-3300.<BR><BR><B>Плохая репутация</B><BR>Аналитик БФ "Ленстройматериалы" Михаил Григорьев считает, что привлекательность будущих акций "Силовых машин" не вызывает сомнения. В то же время не слишком хорошая история корпоративных действий на ЛМЗ и "Электросиле" (увеличение доли крупных акционеров за счет мелких путем выпуска дополнительных акций и распределение их среди крупных акционеров) заставляет полагать, что покупки акций этих компаний сейчас с тем, чтобы обменять их в дальнейшем на акции СМ, сколь потенциально доходны, столь же и рискованны. По его мнению, если курсовая стоимость акций ЛМЗ и "Электросилы" поднимется еще на 8-10%, то покупка их с целью дальнейшего обмена на акции СМ нецелесообразна.<BR>А финансовый аналитик Вэб-инвест Банка Михаил Зак думает по этому поводу следующее: "Выход на фондовый рынок крупной машиностроительной корпорации позволит инвесторам в перспективе включить в свои портфели еще одного высококлассного эмитента. Но популярность акции будет зависеть от желания менеджмента превратить акции СМ в высоколиквидный актив, и от количества акций в свободном биржевом обращении. Пока менеджмент не продемонстрирует такое желание, вряд ли акции СМ обретут популярность среди инвесторов. Текущая справедливая цена одной акции "Электросилы" должна составлять 150-170 рублей, а одной акции ЛМЗ -- в районе 130 рублей. Продавать эти акции по оферте СМ, на мой взгляд, не имеет смысла, лучше подождать обмена акций".<BR>Финансовые показатели концерна СМ (консолидированные финансовые показатели пяти объединяющихся компаний) приведены в диаграмме. Данные свидетельствуют о положительной динамике выручки и прибыли за последние 4 года. Разделив выручку на планируемую концерном капитализацию ($150-200 млн), мы получим коэффициент S/P, равный 1,65-2,19. Для западных компаний коэффициент S/P находится в диапазоне 0,9-1,2. Разница составляет 83%, т.е. планируемые концерном акции для IPO будут дешевле западных аналогов на 83%.<BR>