Национальные торговые дома плодят печальный опыт

Большинство проектов, связанных со строительством национальных торговых домов по продаже иностранных товаров, оказались неудачны. По мнению специалистов, развиваются в основном культурные, а не коммерческие проекты.

<BR><BR>Большинство проектов, связанных со строительством национальных торговых домов по продаже иностранных товаров, оказались неудачны. По мнению специалистов, развиваются в основном культурные, а не коммерческие проекты.<BR><BR>Те немногие торговые дома, специализирующиеся на продаже иностранных товаров, которые существовали в Петербурге, были закрыты после кризиса 1998 года. Среди них торговый дом Великобритании. В Петербурге существует также Литовский торговый центр, практически единственное заметное литовское предприятие в городе, но после кризиса в центре продаются в основном российские товары. Литовский центр создавался в 1998 году как универсам, в котором продаются литовские товары (см. "ДП" №78/01, www.dp.ru). Литовская компания "Виахема" вложила в строительство около $3,2 млн. При магазине были открыты таможенный склад и центр сертификации продовольственных товаров.<BR>В 2000 году ООО "Международная инвестиционная компания "Союз" приступило к реконструкции здания на Смоленской улице под Белорусский торговый дом (см. "ДП" №135/00, www.dp.ru). Первые два этажа должны быть переоборудованы под торговые залы общей площадью 2400 м2. Ожидается, что здесь разместится фирменный магазин концерна "Беллегпром". Концерн объединяет интересы более 100 предприятий и организаций легкой промышленности Республики Беларусь. Концерн производит ткани различной фактуры, пряжу, ковры, швейные, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, а также женскую, мужскую, детскую и спортивную обувь, кожевенные товары, изделия из натурального и искусственного меха, фарфоровые и щетино-щеточные изделия.<BR><BR><B>Восточная Европа</B><BR><B>отстает</B><BR>По словам Светланы Журкиной, ведущего специалиста отдела стран Восточной Европы Комитета по внешним связям, в Петербурге проектов с участием словакских инвесторов действительно не было, сотрудничество идет только в области химической промышленности и туризма. Недавно даже был закрыт торгово-экономический отдел консульства Словакии в Петербурге по причине слабости экономического взаимодействия двух стран. По словам Натальи Лукичевой, начальника отдела стран Восточной Европы КВС, в ближайшее время намечено открытие венгерского винного клуба, который объединяет более 20 венгерских компаний. Сейчас инвесторы занимаются поиском площадки для размещения объекта. Она отмечает, что в Петербурге успешнее осуществляются в основном проекты в культурной сфере, нежели коммерческие. "Я не чувствую интереса со стороны иностранных инвесторов по реализации собственных проектов в Петербурге, есть другие формы международного сотрудничества, а инвестиций, наоборот, стало даже меньше, чем раньше", -- говорит Наталья Лукичева.<BR>По словам Юрия Баруткина, эксперта по развитию бизнеса коммерческого отдела генерального консульства Великобритании в Петербурге, интерес британских инвесторов и девелоперских компаний в настоящее время больше сосредоточен на Москве. "В Петербурге британцы участвуют в ряде проектов по управлению или финансированию, но каких-то национальных комплексов, где были бы представлены британские товары, сейчас нет. Те компании, которые вовлечены в какое-то строительство, зарегистрированы в оффшорных зонах", -- говорит он.<BR><BR><B>Азиатские проекты</B><BR>Более активно, чем европейские страны, Петербург привлекает азиатских инвесторов. Так, в прошлом году был открыт Шанхайский центр на Невском проспекте, 81 (см. "ДП" №71/02, www.dp.ru). В торговом комплексе площадью около 300 м2 представлен широкий ассортимент качественной китайской продукции (одежда, посуда, строительные товары, электроника, бытовая техника и компьютеры). В основном он рассчитан на торговлю оптом. Сейчас ООО "Шанхайский торговый центр" (дочерняя организация компании Shanhai International Holding Corp. -- основного инвестора проекта) рассматривает возможность открытия в Петербурге сети магазинов.<BR>В августе 2002 года в Адмиралтейском районе открылась первая очередь совместного российско-китайского предприятия ООО "Пекинский дом". Этот проект на паритетных началах (по 50% участия) осуществляется фармацевтической компанией АО "Торговые дома "Невис" (Петербург) и китайской инвестиционной компанией TNT (см. "ДП" №101/02, www.dp.ru).<BR>Общая сумма запланированных инвестиций в проект -- около $1,5 млн. TNT занимается привлечением субарендаторов -- китайских производителей.<BR>В прошлом году уже 22 китайские фабрики завезли и разместили на первом этаже торгового центра образцы своей продукции. Эти компании представляют китайскую ассоциацию производителей изделий из кожи "Кожаный город". Торговый центр рассчитан на оптовиков.<BR>Проект "Японская улица" в прошлом году получил разрешение инвестиционно-тендерной комиссии на реализацию проекта (см. "ДП" №57/02, www.dp.ru). Японская улица разместится на пространстве между Большой Конюшенной ул., 7, и набережной реки Мойки, 16-18, в проходном дворе, расположенном по соседству с дворами Капеллы. На ее территории будут находиться гостиничный комплекс среднего класса комфорта, 10 ресторанов и кафе японской кухни, торговый центр, бизнес-центр, выставочный зал, туристический информационный центр, центр восточной медицины и японский зимний сад.<BR>Инвестиции в строительство первой очереди составили $12,5 млн. Финансирование проекта осуществляет Российско-японский культурно-просветительский фонд "Ямато".<BR>Японскую сторону представляет организация Keydanren -- крупнейшая в Японии ассоциация компаний, в которую входит более 1000 членов.<BR>