Интернет-услуги за пределами Сети становятся реальностью

Российский рынок интернет-услуг за 2002 год вырос приблизительно на 50% и составил около $1 млрд. Его высокие темпы развития стали следствием уменьшения стоимости самих услуг, увеличения компьютеризации страны и поисками новых форм ведения бизнеса. В 2003

<BR><BR>Российский рынок интернет-услуг за 2002 год вырос приблизительно на 50% и составил около $1 млрд. Его высокие темпы развития стали следствием уменьшения стоимости самих услуг, увеличения компьютеризации страны и поисками новых форм ведения бизнеса. В 2003 году рынок увеличится на 30-40%.<BR><BR>Падение цен на подключение к Всемирной сети стало толчком к росту российской интернет-аудитории. Один из крупнейших интернет-провайдеров "МТУ-Интел" в течение полугода в 2002 году снизил цены на коммутируемый доступ примерно на 30%, что привело к увеличению подключившихся у этого провайдера на треть.<BR>Причем в дальнейшем снижение стоимости услуг подключения к Сети будет продолжаться. По словам первого замминистра связи Бориса Антонюка, к 2005 году цены на подключение упадут на 40%, а к 2010 году -- еще на 50%.<BR><BR><B>Выживает сильнейший</B><BR>Снижение стоимости пользования интернетом спровоцирует процесс дальнейшего слияния и поглощения среди провайдеров. В результате на рынке повысится концентрация предложений и его монополизация. Емкость же рынка к 2005 году вырастит до $2-2,5 млрд.<BR>В 2001 году главные поставщики сетевых ресурсов в Петербурге -- компании ЗАО "ПетерСтар" и "Петербургская телефонная сеть" (ПТС) (ныне ОАО "Северо-Западный Телеком") повысили свои расценки для провайдеров второго уровня. Кроме того, "ПетерСтар" и ПТС сами вышли на рынок услуг коммутируемого доступа. Это сократило количество провайдеров, обслуживающих 1-2 тыс. клиентов, почти в 2 раза, до 60-65 (см. врезку).<BR>Выход на петербургский рынок интернет-доступа крупных московских компаний -- "Корпорация ОСС", "Элвис Телеком", ООО "Зенон Н.С.П." и "Зебра Телеком" -- также подтолкнуло к уходу с рынка нескольких местных операторов -- "Виком", "Конвей", "Нет", "ИнфоЦентр", "Мастак", "ТрансИнфоСеть СПб", "Фокслайн".<BR><BR><B>Генеральный сектор</B><BR>Рынок интернет-услуг развивается в нескольких направлениях -- предоставление коммутируемого доступа в Сеть и доступа по выделенной линии (технология ADSL); регистрация доменных имен; IP-телефония, электронная коммерция.<BR>Самый емкий и наиболее развитый сектор -- доступ в интернет, или провайдинг, -- по оценкам исследовательской компании IDC, в 2002 году составил около $600 млн. Причем, оценивая ситуацию прошлого года, провайдеры отметили активность частных пользователей -- аудитория, пользующаяся интеретом в домашних условиях, росла быстрее корпоративной.<BR><BR><B>Телефония будущего</B><BR>Сектор IP-телефонии, являясь сравнительно небольшим по объему, в последние 3 года отвоевал у традиционной связи около 10% рынка. По оценке компании CompTek, рынок компьютерной телефонии испытывает устойчивый рост примерно 30% в год.<BR>В предоставлении услуг IP-телефонии аналитики видят возможность для небольших компаний остаться на рынке. К 2010 году компьютерная телефония оттянет на себя 50% рынка связи.<BR>Наиболее активно услуги IP-телефонии в Петербурге стали предоставляться с 2001 года, когда на рынок вышли четыре московских провайдера (см. врезку). Услуга пользования IP-телефонией, так же, как и услуга коммутируемого доступа в интернет, оплачивается посредством покупки карт разной емкости.<BR>"Корпорация ОСС", ПТС, ЗАО "Мастер-Связь Санкт-Петербург", "Сатком-Тел", "Вест Колл" выпускают комбинированные карты, которые позволяют потребителям по одному ПИН-коду входить в Сеть и пользоваться IP-телефонией. Другие операторы, предоставляющие "карточные" услуги интернета и IP-связи (ЗАО "Вэб Плас", ООО СЦС "Совинтел", ЗАО "Метроком", ЗАО "ПетерСтар"), не спешат их соединять. По их мнению, тарифы на телефонию, практически одинаковые у всех операторов, не выгодно совмещать с тарифами интернет-услуг. Поскольку провайдеры, предоставляющие населению услуги коммутируемого доступа, используют оборудование разных возможностей.<BR><BR><B>Корпоративный клиент выделен</B><BR>Если частные потребители пользуются в основном коммутируемым доступом к интернету, то бизнес-клиенты стали предпочитать выделенный доступ (ADSL), позволяющий оптимизировать затраты.<BR>По оценкам петербургских провайдеров, клиентская база выделенных линий увеличилась с 2001 года более чем в 2 раза. Рост сектора этого вида доступа, так же, как и коммутируемого, спровоцирован снижением стоимости услуги. Так, выделенный канал в Петербурге обходится клиенту в среднем в $200, тогда как в 2000 году -- около $400. Особенно резкое падение цен происходило в 2001 году, когда большинство крупных провайдеров -- "Петерлинк", ComSet, "Вэб Плас", "Ланк" снизили расценки на 20-40%. <BR>Операторы связывают падение цен на услуги выделенного доступа прежде всего с запуском компанией "Вэб Плас" проекта ADSL, а также с приходом московской компании "ТелеРосс" (торговые марки Golden Telecom, "РОЛ").<BR>Одной из главных проблем, влияющих на рост ADSL-сетей, является необходимая географическая близость клиентов к технической площадке провайдера, которые в основном сосредоточены в центре города. Поэтому ряд операторов приступил к освоению окраин Петербурга. Компания "Матрикс Сетевые Решения", с 2000 года занимаясь строительством сети в районе Комендантского проспекта, уже подключила около 550 домов. Около года компания IP Net Spb занимается подключением домов в Центральном, Московском, Петроградском, Василеостровском районах и в Купчино. В районе Шувалово-Озерки предоставляет ADSL-услуги оператор "Домашние сети".<BR><BR><B>Товар щупать</B><BR><B>не обязательно</B><BR>Сектор интернет-торговли на Западе в 2002 году набрал весомый объем. Через 42 крупнейших интернет-магазина было продано товаров на сумму $14 млрд. Для зарождающейся российской интернет-торговли эта планка достаточно высока. В 2002 году через Сеть отечественные торговцы заработали $250 млн. По мнению компании Brunswick UBS Warburg, этот результат показывает перспективность сектора, поскольку объем продаж по сравнению с 2001 годом увеличился в 2,5 раза. В 2003 году прогнозируется его рост до $650 млн.<BR>При ежемесячной аудитории интернет-магазинов в 2 млн человек заказывает товар только восьмая часть. Невысокую активность интернет-покупателей продавцы связывают с нетрадиционным для россиян механизмом продаж, когда товар находится в виртуальном пространстве, а также с процессом оплаты. Если система наложенного платежа (при доставке товара через почту) и традиционная оплата при курьерской доставке россиянам понятна, то с системой электронных платежей -- наиболее развитой при расчете в интернет-магазинах -- потребители знакомы плохо.<BR>Кроме того, на увеличение количества интернет-покупателей влияют неотработанные схемы работы электронных магазинов при возникающих проблемах с некачественным товаром.<BR><BR><B>Западные методы</B><BR>Потенциальная часть российских интернет-покупателей, по данным ООО "SpyLOG", достаточно глубоко просматривает торговые сайты, после чего совершает покупки в обычных магазинах. Для предотвращения "утечки" покупателей отечественные электронные коммерсанты пошли по пути своих западных коллег -- стали открывать магазины в реальном пространстве.<BR>Эти торговые точки, по мнению интернет-продавцов, привлекут не только аудиторию, которой уже знаком ассортимент магазина по электронным каталогам, но и покупателей, у которых нет доступа в Сеть. В 2002 году в столице торговые точки открыли крупные российские интернет-торговцы Porta.ru и 003.ru.<BR>Один из первых электронных магазинов Ozon.ru, имея развитую курьерскую сеть доставки во многих крупных городах России, кроме того, занялся торговлей по почте -- для привлечения региональных клиентов, не имеющих возможности заказывать товар через интернет.<BR>По мнению продавцов, совмещение электронной торговли с традиционной не только увеличивает продажи, но и приучает потребителей доверять конкретному интернет-магазину.<BR><BR><B>Движение в Сеть</B><BR>Если электронные магазины начинают выходить из Сети в реальное пространство, то компании, занимающиеся "традиционным" бизнесом, устремились в Сеть. В мае 2002 года запущено онлайновое казино PayLine.ru -- бизнес-проект холдинга "Стэк", специализирующегося на торговле нефтепродуктами, игорном и клубном бизнесе, а также владеющего сетью кафе и ресторанов.<BR>Интернет-магазин Niukogo.net, открытый также в 2002 году, стал продолжением программы электронной коммерции для ОАО "Банк "МЕНАТЕП СПб", которая включает также "Электронный Торговый Терминал", работающий в формате B2B (business to business), и "Электронный Торговый Ряд", ориентированный на розничную торговлю.<BR>Закупочную интернет-площадку (в формате B2B) для партнеров компании создала сеть розничной торговли "Пятерочка". При существующей инфраструктуре сети, которая включает в себя более 100 магазинов и ассортимент в 4 тыс. товарных позиций, такая площадка значительно упрощает работу закупочных подразделений.<BR>Площадка Dealine.ru, созданная компьютерной компанией "Дилайн", предназначена для взаимодействия с партнерами.<BR><BR>В 1997 году в России насчитывалось 1,1 млн пользователей интернетом, в конце 2002 года -- 12,1 млн. Ежегодный прирост интернет-аудитории с 1997 года составлял в среднем 89%. При этом количество пользователей ПК в прошлом году увеличилась на 3 млн человек (в 2001 году -- на 930 тыс.).<BR>По данным интернет-ресурса SpyLOG, регулярно подсчитывающего глубину посещаемости Всемирной сети (количество страниц, просмотренных на веб-ресурсе за один заход) и количество пользователей, в январе 2003 года было зарегистрировано свыше 13,8 млн посетителей интернета.<BR><BR>Основная часть пользователей для выхода в интернет пользуется коммутируемым доступом (dial-up), т.е. подсоединением через телефонную линию. В 2002 году в Петербурге действовало около 70 интернет-провайдеров (в России -- около 300), предоставляющих услугу dial-up, из которых пять крупных игроков удерживали около 70% петербургского рынка.<BR><BR>Процесс слияний и поглощений на петербургском рынке интернет-услуг начался в 1998 году, когда в ЗАО "Петерлинк" вошла компания "РКом".<BR>Весной 1999 года ЗАО "Адмирал Телеком" приобрело активы "Невский Линк".<BR>Осенью 2000 года объединились крупные провайдеры "Ланк-Интернет" и "ЛинКей". "Комлинк" поглотил "Интернет-сервис" (марка Convey).<BR><BR><B>Развитие национальной доменной зоны</B><BR>В 2002 году в России было зарегистрировано около 160 тыс. доменов в национальной доменной зоне (всего -- более 400 тыс.). Объем рынка услуг по регистрации доменных имен в российском секторе интернета составил $3,2 млн (годовая регистрация веб-ресурса в национальном российском домене .ru обходится в $20. В зонах .com, .net, .org, .biz, .info -- $30).<BR>По данным Технического центра национального домена .ru, в январе-феврале 2003 года количество зарегистрированных в национальном домене России увеличилось на 25% по сравнению с январем-февралем 2002 года и составило более 11 тыс. доменов.<BR><BR>В России насчитывается более 400 IP-операторов, имеющих лицензию Минсвязи на этот вид услуг. Но услуги оказывают около 80 компаний.<BR>Наиболее крупные отечественные компании -- Tario Traiding, RGC, ЗАО "Зонд-холдинг", ЗАО "Корпорация ОСС" занимают около 50% рынка IP-связи.<BR>В 2000 году российский рынок услуг IP-телефонии оценивался экспертами J'son & Partners примерно в $42 млн -- исходящий трафик составил 170 млн минут. В 2001 году -- 250-300 млн минут, или около 10% всего исходящего междугородного и международного трафика в России.<BR>В 2003 году российский рынок IP-услуг вырастет более чем на $20 млн.