Столицы напились сока, теперь достанется и регионам

Российский рынок сока начал стабилизироваться и вступил в новую полосу развития. 60%-ный прирост рынка, отмеченный в 2001 году, сменился 25%-ным в 2002 году. Рост рынка в 2003 году снизится до 10-20%. Замедление развития рынка связано с падением темпов ро

<BR><BR>Российский рынок сока начал стабилизироваться и вступил в новую полосу развития. 60%-ный прирост рынка, отмеченный в 2001 году, сменился 25%-ным в 2002 году. Рост рынка в 2003 году снизится до 10-20%. Замедление развития рынка связано с падением темпов роста потребления, что закономерно при насыщении рынка.<BR><BR>В 2000-2001 годах наблюдался пиковый рост рынка, возникший, по мнению исполнительного директора Российского союза производителей соков (РСПС) Андрея Студиникина, в результате увеличения доходов населения после дефолта 1998 года, а также вследствие активного продвижения марок в низко- и среднеценовом сегментах (до 26 руб. за л) и снижения таможенных пошлин на соковые концентраты.<BR><BR><B>Спрос-предложение</B><BR>Ситуация разрыва между спросом и предложением рынка стала толчком к увеличению объемов производства для компаний. Удовлетворяя потребности рынка, некоторые производители соков до открытия новых производств размещали заказы на не принадлежащих им предприятиях. Так, петербургская компания "Мултон" разливала продукцию на Очаковском молочном заводе, комбинатах "Амтел" (Москва) и "Лактис" (Новгород). Новосибирский "Нидан" -- на арендованных мощностях в Москве и Подмосковье. Не имея своих производственных площадок в Центральном регионе, "Мултон" и "Нидан" в период 2001-2002 годов смогли занять треть московского сокового рынка.<BR><BR><B>В регионы</B><BR>С пуском новых соковых производств рынки Москвы и Петербурга окажутся перенасыщенными. В 2002 году потребление сока в столице приблизилось к максимальному уровню, возможному в России, и составило 20 л на человека в год, в Петербурге -- немного меньше.<BR>Если потребительская активность москвичей превышает показатели некоторых европейских стран (в Англии на одного человека приходится 19 л сока в год, в Италии -- 12 л), то среднедушевое потребление соков в России в 2002 году составило около 10 л.<BR>Дальнейшее увеличение рынка, по мнению РСПС, возможно с привлечением потребителей из регионов и разработкой новых продуктов на соковой основе. Экспансия в регионы приведет к поглощению столичными производителями локальных игроков.<BR><BR><B>Концентрация</B><BR><B>производств</B><BR>Процесс слияния и поглощения уже начался. В 2002 году "Вимм-Билль-Данн" купил тульское предприятие "Депсона", включающее кроме сокового производство яблочного концентрата. Экспериментальный завод "Лебедянский" в феврале 2003 года стал владельцем 75% акций липецкого предприятия "Прогресс", специализирующегося на выпуске соковых концентратов.<BR>Выходить в регионы столичные компании намерены с продукцией нижней ценовой группы, на которую, по мнению экспертов компании Tetra-Pak, в 2002 году приходился основной спрос.<BR>Такая стратегия позволит охватить большее количество региональных потребителей, для которых стоимость продукта является определяющей. Причем производители не исключают возможность ценовых войн, вследствие которых уровень прибыли будет сравнительно небольшим.<BR>Кроме того, выход на региональные рынки потребует от компаний маркетинговой поддержки. "Лебедянский" уже потратил около $1 млн на перепозиционирование марки "Фруктовый сад", сделав ее более запоминающейся для потребителя. Активные рекламные TV-кампании низкоценовых марок также провели "Мултон" (марка "Добрый"), "Вимм-Билль-Данн" (марка "Любимый сад"), "Нидан" (марка "Моя семья").<BR><BR><B>Развитие секторов</B><BR>Выход в регионы -- не единственный способ увеличения доли присутствия на рынке. Другое возможное направление работы -- вывод продукции в новых секторах.<BR>Соковые напитки (10-12%-ное содержание сока), нектары (25-50%-ное содержание сока) могут увеличить количество потребителей, особенно летом, когда наблюдается снижение спроса на соки.<BR>Компании активно приступили к освоению этих ниш. Причем нектары стали выпускать практически все производители. В секторе сокосодержащих напитков пионером является новосибирский "Нидан", несколько лет назад выпустивший напиток "Да!". В конце 2002 года "Нидан" на подмосковном заводе по лицензии германской фирмы Wild стал разливать соковый напиток Capri-Sonne. "Лебедянский" производит "Фристайл", "Вимм-Билль-Данн" -- напиток DJ.<BR>Присутствие на рынке нектаров и сокосодержащих напитков, по мнению экспертов, может увеличить среднедушевое потребление соковой продукции в России с 10 до 18 л в год.<BR><BR><B>Саморегулирование</B><BR><B>рынка</B><BR>По мнению игроков, рынок уже сформировался, а его стихийное развитие завершилось.<BR>С марта 2002 года три крупнейших производителя соков -- "Вимм-Билль-<BR>Данн", "Мултон" и "Лебедянский", входящие в РСПС, -- объединили силы с Московским государственным университетом пищевых продуктов (МГУПП), испытательным центром ОАО "Академсертификат" и Фондом "Спрос" КонфОП. Целью объединения стало объективное исследование качества соковой продукции, улучшение рынка посредством саморегулирования отрасли.<BR>Проведя исследование апельсиновых и томатных соков, участники объединения предъявили претензии к компаниям, чья продукция не соответствовала наименованиям "апельсиновый сок", "томатный сок". В результате одни заводы предприняли корректирующие действия -- отказались от прежних поставщиков сырья, ввели контроль за производством или изменили маркировку продукции. У некоторых производителей отозваны сертификаты. Одно предприятие закрыто.<BR>В 2002 году, по словам представителя МГУПП Александра Колесникова, было выявлено около 20% фальсифицированных и низкокачественных апельсиновых и томатных напитков.<BR><BR>v В конце 2001 года на российском рынке присутствовало более 60 отечественных торговых марок ягодных, фруктовых и овощных соков, в то время как в 1996 году -- около 250 марок. Около 90% сокового рынка приходится на долю 26 торговых марок.<BR><BR>v В 2002 году на российском рынке соков доля импортных соков составила не более 20% (в 2000 году -- 65%).<BR>