Российские ботинки затерялись в китайском ширпотребе

В прошедшем году погода на российском обувном рынке зависела от производителей из Юго-Восточной Азии.

<BR><BR>В прошедшем году погода на российском обувном рынке зависела от производителей из Юго-Восточной Азии.<BR><BR>Такой расклад устраивал торговцев и потребителей, но не российских обувщиков.<BR>В 2003 году ситуация на рынке опять будет складываться не в пользу отечественных производителей. Мелкие фирмы, ориентированные на выпуск дешевых ботинок, туфель и сапог, не смогут выдержать ценовую конкуренцию с продукцией китайских обувщиков. Это приведет, по мнению генерального директора ассоциации "Санкт-Петербургская обувная палата" Владимира Федорова, к сокращению количества российских фирм-производителей на 10-15%. При этом доля азиатской продукции на рынке останется на уровне 2002 года.<BR><BR><B>Китай идет</B><BR>В 2001 году около 60% всей обуви (в натуральном выражении), присутствовавшей на российском рынке, было произведено в Китае. Ситуация, когда европейские производители уступили свои позиции на российском рынке азиатским, связана с двумя причинами. Введение евро привело к существенному увеличению издержек, что сказалось на стоимости продукции. С другой стороны, эпидемия ящура и коровьего бешенства в Европе в 2000 году привели к дефициту сырья.<BR>Воспользовавшись тяжелым состоянием европейских обувщиков, их китайские конкуренты еще активнее стали выходить на российский рынок. Несмотря на традицию копировать чужие модели, качество китайской продукции за последние годы, по мнению российских продавцов, сильно выросло.<BR>Спортивная обувь, представленная на рынках многих стран, уже несколько лет практически полностью производится в азиатских странах. Такая же судьба может сложиться и с повседневной обувью.<BR>В Китае за достаточно короткий срок сформировалась современная обувная инфраструктура. Многим европейским и российским владельцам обувных марок стало выгоднее размещать заказы на китайских фабриках. При обеспеченном качестве азиатская обувь для них прежде всего привлекательна стоимостью.<BR><BR><B>Восток и Запад</B><BR>Несколько лет назад китайская продукция уже завоевала российского потребителя низкой ценой. Европейские производители, стараясь вернуть свои былые позиции на рынке, готовы воевать за российского потребителя, хотя весовые категории далеко не равные.<BR>По словам президента Итальянской национальной ассоциации производителей обуви (ANCI) Антонио Бротини, мастера из Италии намерены создавать с петербургскими партнерами совместные предприятия по производству обуви. Поскольку ввозимая в Россию итальянская обувь позиционируется в более высоком ценовом сегменте (от 120 евро), это единственный способ конкурировать с китайскими производителями.<BR>Кроме того, ANCI намерена приучать российского потребителя к итальянской обуви, без посредников продвигая продукцию на Северо-Западе России, в том числе и в Петербурге.<BR>Если итальянские мастера готовы заниматься производством на территории России, то обувщики из других европейских стран предпочитают ввозить готовую продукцию.<BR>Из иностранных обувщиков в России работает турецкая компания Muya Production, купившая летом 2002 года производственные площади во Владимирской области, где смонтировала фабрику по выпуску летней обуви. Ранее Muya Production начала выпускать обувь в Краснодарском крае.<BR><BR><B>Кто кого обхитрит</B><BR>Ситуация с проникновением китайской продукции на российский рынок напоминает детскую игру. Для снижения таможенных затрат западные производители, занимающиеся экспортом в Россию (или российские компании-импортеры), маскируют свои товары под китайские.<BR>Китайцы, также пытаясь минимизировать издержки на таможенное оформление и транспортировку, предпочитают ввозить в Россию товары через европейские страны. Поскольку доставка через Европу в центральную часть России для китайских производителей обходится дешевле, чем перемещение груза из Сибири. Часто такая продукция попадает на отечественный рынок под европейскими марками.<BR>По оценке специалистов Российского союза кожевников, в страну нелегально ввозится не менее 100 млн пар китайской обуви, т.е. контрабанда занимает около половины российского обувного рынка. Официально же -- в 10 раз меньше.<BR><BR><B>Трудности не помеха</B><BR>По данным ассоциации "Санкт-Петербургская обувная палата", в Петербурге работает около 100 цеховых объединений, продукция которых совместно со "Скороходом" занимает 20% местного рынка.<BR>Крупные же отечественные обувные предприятия находятся в тяжелом положении. Например, рентабельность обувного производства, по словам начальника производства ЗАО "Финскор" (Выборг) Клары Буслаевой, составляет не более 5%. Поэтому многие некогда узкоспециализированные обувные предприятия вынуждены налаживать выпуск непрофильной продукции.<BR>Кроме того, отечественные предприятия, если и выпускают собственную продукцию, практически не занимаются ее продвижением за пределы своего региона. Работа большинства фабрик строится по схеме аренды человеческих и производственных ресурсов, когда торгующие компании размещают заказы под своими марками.<BR>Другая проблема, с которой сталкиваются отечественные обувщики, -- нехватка сырья на рынке. В последние годы около 80% производимой в России кожи вывозится за рубеж. Единственный выход российские кожевенники и обувщики видят в комплексе правительственных мер -- протекционизме и государственных субсидиях. Подобным путем пошла Украина, где правительство ввело временное ограничение экспорта шкур.<BR>Несмотря на ситуацию выживаемости, объем производства обуви в 2002 году в Ленинградской области почти в 2 раза превысил показатель 2001 года (см. табл.). Специалисты Петербургкомстата объясняют этот рост увеличением выпуска продукции на некогда крупнейшем отечественном обувном предприятии "Финскор", созданном как российско-финляндское отделение обувной фабрики "Скороход".<BR><BR><BR><B>Российские обувщики надеются на помощь</B><BR>В России работает около 300 обувных предприятий, обеспечивающих 30% потребностей рынка. Емкость российского рынка в 2002 году оценивалась в 200 млн пар (около $2,3 млрд). При ежегодном приросте рынка на 10-15% рост отечественной обувной отрасли в 2002 году составил 7%.<BR>Небольшая динамика отрасли связана с массированным ввозом в страну зарубежной продукции. По словам исполнительного директора Российского союза кожевников Александры Андрунакиевич, многие российские компании, торгующие обувью, в 2002 году сократили объемы закупок в России и увеличили в Китае.<BR>Кроме того, в 2001-2002 годах за счет увеличения фонда заработной платы и стоимости комплектующих выросла себестоимость российского производства обуви примерно на 20%.