Проект генерального плана Петербурга нравится немногим

На последнем заседании правительства Петербурга Комитету по градостроительству и архитектуре администрации предписано разработать Генплан города.

<BR><BR>На последнем заседании правительства Петербурга Комитету по градостроительству и архитектуре администрации предписано разработать Генплан города.<BR><BR>Действующий ныне Генплан утвержден в 1987 году, а срок его реализации истекает в 2005 году. Конкретная регламентация для застройщиков будет отражена в третьем документе -- "Правилах застройки", который будет разработан на основе Генплана.<BR><BR><B>Структура прежде всего</B><BR>По планам администрации Петербурга, будущий Генплан должен быть четко структурирован: жилые кварталы, зеленые зоны, производственные территории, зоны переработки бытовых отходов.<BR>Планируется создание нового делового комплекса. Среди вариантов его расположения -- устье реки Смоленки, территория завода "Пигмент" на Московском проспекте, район станции метро "Ладожская" у нового вокзального комплекса и другие.<BR>"От Генерального плана ждут каких-то откровений, чего-то глобального, вроде разворота города в другом направлении, выхода к морю и т.д. Мы сегодня не ставим таких задач, мы думаем о земных проблемах. Есть проблемы транспорта, строительства скоростных дорог, дорог непрерывного движения, которые обеспечили бы комфортность перемещения по городу. Мы думаем о том, как обойти центр города, как расширить порт, как вывезти из него грузы, чтобы не мешать жителям близлежащих домов. Надо расширять возможности железной дороги, думать, как обработать грузы, которые идут сухопутным путем из Финляндии и т.д. Тема грузопотоков -- это один из приоритетов развития города, она включена в Генеральный план, -- говорит Олег Харченко, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга. -- Сегодня при разработке нового Генерального плана важно понять, что можно в условиях рыночной экономики планировать, а что регулированию не подлежит.<BR>Сейчас финансирование разработок архитектурных проектов района, в котором планируется вести деятельность, чаще всего ложится на плечи инвесторов и застройщиков. Однако без комплексного видения того, как будет развиваться город, инвестиционный процесс тормозится. Например, если компания построит дом, а потом станет известно, что перед фасадом нового здания пройдет скоростная трасса, продать там квартиры застройщику будет значительно сложнее".<BR>Наряду со строительством новых жилых массивов на севере и юго-западе города будут активно использоваться для строительства и реконструкции жилья существующие территории кварталов застройки 1960-х годов. Таким образом город станет более компактным.<BR>Планируется дальнейшее развитие петербургского морского порта, железнодорожного узла, автомобильных магистралей. Продолжится реконструкция исторического центра города. Промышленные предприятия из центра будут переводиться в специально создаваемые промышленные зоны, такие, как "Парнас", "Обухово", "Предпортовая". Сейчас в Петербурге 29 промышленных зон. <BR>Концепцией нового Генерального плана намечается активное освоение земель вдоль строящейся кольцевой автомобильной дороги. Город будет это делать совместно с Ленинградской областью, по территории которой проходит часть обходной скоростной трассы.<BR>КАД -- зона совместных интересов города и области. Если область собирается строить новые промышленные предприятия, к примеру Алюминиевый завод во Всеволожском районе, то это непосредственным образом может отразиться и на состоянии экологии Петербурга. <BR>Территории, примыкающие к кольцевой дороге, разбиты на 14 зон, суммарная площадь которых составляет 64 тысячи га. 60% этой площади находится в границах города, 40% -- области. Вдоль новой трассы предполагается разместить не только автозаправки, мотели и кемпинги, но деловые, складские, торговые центры, зоны жилой застройки.<BR><BR><B>Проблемный центр</B><BR>Генплан неотъемлемо связан с судьбами исторических памятников. Почти весь центр Петербурга (36 км2) входит в объединенную охранную зону, находящуюся под контролем ЮНЕСКО. "Есть несколько точек зрения на развитие исторического центра. Одна крайняя позиция -- в историческом городе не надо ничего строить, видоизменять: "оставим его таким, каким он нам достался от великих предков". Другая точка зрения -- каждая эпоха оставляла свой след; среди современных архитекторов есть талантливые люди, которые имеют право встать в один ряд с мастерами прошлого. Чрезвычайно важно определиться, насколько допустимо вмешательство современной архитектуры в историческую часть города.<BR>За последние 10 лет в центре Петербурга построено не меньше 30 жилых и общественных зданий. Многие из них очень удачны архитектурно, и только глаз специалиста выделит их из ряда исторических зданий.<BR>Но, скорее всего, более реально компромиссное решение. Все же каждая эпоха оставила свой след в архитектуре города. В данном случае показателен пример дворцового комплекса Русского музея (ГРМ). Так, Строгановский дворец выполнен в стиле барокко, Инженерный замок -- это уже романтический эклектизм, а Михайловский дворец соединил в себе элементы классицизма и ампира. И, наконец, новое архитектурное веяние -- грядущая перестройка дома №2 в Михайловском саду (теперь присоединенного к ГРМ) под элитные гостиничные апартаменты", -- рассуждает Олег Харченко.<BR>По многим позициям в новом Генплане не будут проведены какие-то революционные изменения. В Комитете по градостроительству и архитектуре провели анализ выполнения предыдущего плана и выяснили, что он во многом не реализован. Это, во-первых, транспортные проблемы. Во-вторых, вывод промышленных предприятий из исторической части города.<BR><BR><B>Новый Генплан</B><BR>Генплан 2005-2025 годов рассматривает территорию площадью 139.936 га и включает помимо самого Петербурга 9 малых городов и 21 поселок. Генеральный план будет состоять из семи планировочных блоков: генпланов исторического центра, так называемых внецентральных районов и Кронштадта, а также четырех планировочных направлений: Северо-Приморского, Балтийского, Невского и Южного.<BR>Расчеты Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга показали, что для разработки Генплана нужно около 255 млн руб. Эта сумма необходима на обновление топографического материала, на сбор исходных данных, связанных с экологическими процессами, социальной и транспортной инфраструктурами и т.д. (для сравнения, московский Генплан обошелся в 500 млн рублей). Утвержденный на сегодня бюджет разработки Генплана составляет около 140 млн руб. На выработку нескольких вариантов концепций в городском бюджете запланировано около 40,8 млн руб., из которых в 2001-2002 годах было освоено 16,2 млн руб.