Петербургская канализация круче каскадера -- "300 лет" и без дублера

Петербург -- чуть ли не единственный в мире город с населением больше 1 млн человек, не имеющий дублирующих коллекторных сетей. Хотя по их диаметру, протяженности и глубине ему нет равных.

<BR><BR>Петербург -- чуть ли не единственный в мире город с населением больше 1 млн человек, не имеющий дублирующих коллекторных сетей. Хотя по их диаметру, протяженности и глубине ему нет равных.<BR><BR>Эта особенность ставит в тупик инвесторов, финансирующих реконструкцию старых зданий или строительство новых в историческом центре города. Проектировщикам приходится учитывать затраты на возведение дополнительных подземных коммуникаций "специального назначения".<BR><BR><B>Спецзаказ</B><BR>В частности, под участком бывшего Литовского рынка, отведенным под строительство здания второй сцены Мариинского театра со зрительным залом на 1600 мест, находится тоннельный коллектор, построенный больше 30 лет назад и требующий ремонта. И он все эти годы работает без дублера.<BR>О начале архитектурного конкурса на проект реконструкции было официально объявлено в начале 2003 года. Под этот проект власти намерены отдать здание ДК им. Первой Пятилетки и ряд прилегающих к нему зданий вдоль Крюкова канала. По экспертным оценкам, стоимость работ на этом этапе может достигнуть $80 млн. Эти деньги будут выделены из госбюджета.<BR>Весь проект рассчитан на 7 лет с момента проведения архитектурного конкурса. В него входит не только строительство новой сцены, но и реконструкция старого здания театра на деньги Всемирного банка. Реконструкция начнется после того, как театр покинет старое здание. На реконструкцию исторического здания будет израсходовано около $49 млн. Сейчас все документы по технической части проекта находятся на экспертизе в Минэкономразвития.<BR>Михаил Лившиц, директор департамента водоотведения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", признает, что строительство над коллектором -- довольно сложная задача, и если с ним что-то произойдет, то стоки пойдут в Крюков канал. Все технологии, которые связаны со строительными работами в этом районе, должны быть щадящими -- не должно быть никаких вибраций, чтобы не нарушить конструкции коллектора.<BR>"Конечно, наилучший способ решения этой проблемы -- вывести коллектор за пределы зоны строительства. Второй вариант заключается в выполнении капитального ремонта коллектора -- в обследовании состояния бетона и ремонте железобетонной "рубашки", а также создании защиты от коррозии с помощью полиэтилена. Поскольку коллектор не дублируется, при его ремонте возникнет трудность переброски сточных вод в другое место. Соответственно, необходимо строительство временных сетей. На реконструкцию уйдет минимум 3-4 месяца".<BR><BR><B>Товарищ по несчастью</B><BR>С аналогичной проблемой столкнулось ЗАО "ЛенСпецСМУ". Компании передана огромная территория старейшего в Петербурге психоневрологического интерната №1 рядом со Смольным под строительство административно-жилого комплекса общей площадью 125 тысяч м2. Интернат перебазируют в Зеленогорск (см. "ДП" №58/02, www.dp.ru).<BR>Борьба за тихий уголок площадью 70.710 м2 в центре города началась еще в 2001 году (см. "ДП" №159/01, www.dp.ru). Учитывая месторасположение участка и вид на Неву, по оценке специалистов, только стоимость земли может составить более $5 млн.<BR>Согласно решению Инвестиционно-тендерной комиссии, Территория по адресу: ул. Смольного, 4, передана "ЛенСпецСму" для проведения изыскательских работ для определения возможности проектирования и строительства. Сейчас еще идут проектные работы.<BR>"ЛенСпецСму" обратилось к ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с вопросом о способах канализования микрорайона Смольного. ГУП "Ленгипроинжпроект" по заказу ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ведет предпроектные проработки с целью нахождения способа канализования района.<BR>Пока окончательное решение не принято. Рассматривается несколько вариантов, среди которых два основных.<BR>Первый вариант -- перебросить стоки в район Красногвардейской площади, где уже имеется коллектор.<BR>Второй вариант -- перебросить стоки в район улицы Бакунина, но ситуация осложняется тем, что там довольно много построек и много инженерных коммуникаций. Планируется, что до мая 2003 года вариант решения проблемы будет окончательно выбран.<BR>Еще одной горячей точкой в Петербурге является старый коллектор под Конногвардейским бульваром, который имеет прямой сброс в Неву. Когда-то это был открытый канал, по которому ходили корабли. Потом он перестал использоваться. Его перекрыли, и стали использовать как дождевой, а затем и как сточный коллектор.<BR>Примечательно, что все канализационные стоки от Большеохтинского до Литейного моста пока сбрасываются прямо в Неву без очистки.<BR><BR>Программа есть, с деньгами....<BR>В соответствии с "Программой прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы", принятой городской администрацией в 2000 году, до 2015 года в Петербурге будет построено 115 км канализационных коллекторов. На это планируется затратить $625 млн. Основное финансирование будет идти из городского и федерального бюджетов, а также из собственных средств ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".<BR>В районе Смольного планируется выполнить большой объем работ: по генеральной схеме, на другой берег Невы должны быть проложены две трубы диаметром 2 м в тоннельный коллектор, который строится на противоположном берегу Невы.<BR>ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" планирует, что коллектор от Финляндского до Кантемировского моста при условии своевременного финансирования будет введен в эксплуатацию в первую нитку к 2006 году. От Кантемировского моста стоки пойдут на очистные сооружения в Ольгино по уже работающим канализационным тоннелям.<BR>Длина строящегося коллектора составляет 12 км, а глубина в некоторых местах достигает 80 м. Строительство началось еще в 1987 году, но из-за недостаточного финансирования работы шли довольно медленно. Для окончания работ по первой нитке необходимо еще порядка $100 млн. Постоянно идут переговоры с европейскими странами на предмет предоставления кредитов на реализацию этого проекта, однако пока результатов добиться не удалось.<BR>Пока единственный проект, по которому городу удалось привлечь внебюджетное финансирование общей стоимостью 128 млн евро, -- это проект завершения строительства Юго-Западных очистных сооружений. По 10 млн евро безвозмездно выделяют правительства Швеции и Финляндии, 5,8 млн евро -- экологическое партнерство "Северное измерение".<BR>Остальные средства в качестве кредитов предоставляют Северный инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Кроме того, в рамках сопутствующего проекта специальной целевой программой TACIS будет предоставлен грант в размере 24 млн евро для строительства завода по сжиганию илового осадка.<BR><BR><B>Первый дублер</B><BR>В 2003 году началось строительство коллектора-дублера длиной 4,4 км, который начинается от района железнодорожной станции Кушелевка и доходит практически до Муринского ручья. Стоимость строительства оценивается в 1 млрд рублей.<BR>"Необходимость строительства дублера именно в этом месте обусловлена близостью метро. Существующий коллектор проходит в зоне размыва, поэтому, чтобы исключить риск, его решено было продублировать, -- говорит Михаил Лившиц. -- Окончание строительства планируется к 2006 году. Работы выполняет ООО "Стис".<BR>Строительство ведется методом микротоннелирования. Этот метод хорошо себя зарекомендовал при работах на Песочной, Петровской набережных, в Вяземском переулке, на Ушаковской развязке и т.д. Микротоннелирование особенно необходимо в тех местах, где близко расположены здания, так как исключается возможность их просадки".<BR>К концу 2003 года заканчиваются работы по дублированию коллектора на Центральную станцию аэрации, расположенную на острове Белый. Длина коллектора -- 2,3 км, диаметр -- 3,5 м. Работы начались еще в 1994 году, а финансирование проекта шло за счет средств городского бюджета и собственных средств ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".<BR>При введении в строй Юго-Западных очистных сооружений в 2005 году этот показатель составит 15%, при вводе главного коллектора -- снизится до 5-6%.<BR><BR><B>С такими трубами не шутят</B><BR>Михаил Лившиц считает, что в Петербурге нужны более детальные исследования для изучения влияния глубинных разломов на жилые и инженерные сооружения: "Пока мы не можем ни отвергать, ни подтверждать влияния глубинной тектоники на сооружения. Некоторые утверждают, что Северная станция аэрации находится в ремонте именно по этой причине. Я бы не говорил об этом однозначно. Здесь причина, скорее, в качестве строительства. Чтобы доказать, что виноваты именно разломы, необходимо серьезное экспертное заключение. Что касается случая на Учительской улице, когда в одном и том же месте дважды прорывало трубу, то здесь причина кроется в низком качестве работ.<BR>Трубы укладывались без основания. Слабые водонасыщенные грунты их подмывали, соответственно, случались аварии. Я бы сказал так: если бы мы были уверены в том, что строительство было проведено качественно, а потом обнаружились неприятности, то можно было бы подозревать действие глубинных процессов, а если все делалось второпях, то причина, скорее всего, кроется именно в низком качестве выполнения работ. Хотя влияния разломов я не отрицаю. Вопросы тектонических нарушений надо учитывать при строительстве любых сооружений".<BR><BR>Протяженность канализационных сетей Петербурга составляет 7590 км, из которых 196 км тоннелей глубокого заложения (коллекторов). В водоемы города неочищенными сбрасывается 25% стоков. Тоннельными коллекторами считаются те подземные коммуникации, которые проходят на глубине больше 6 м и сделаны горным способом.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR><BR>Владимир Улицкий, председатель Городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, заведующий кафедрой оснований и фундаментов ПГУПС:<BR>"Сети, которые не ремонтируются десятки лет, опасны для Петербурга. Это бомба под городом. Заявляю со всей ответственностью: если они не будут ремонтироваться или дублироваться, то и никаких террористов не надо.<BR>Несомненно, значимым фактором риска, приводящим к деформациям существующих строений, включая и памятники архитектуры, является освоение подземного пространства (развитие инженерной инфраструктуры, метро, строительство гаражей). Но без этого большому городу просто не обойтись. Получает распространение порочная практика капитального ремонта наземной части строений без надлежащего усиления конструкций фундаментов. Живой пример того, к чему приводит подобная практика, -- Театр музыкальной комедии. Миллионы вложили в уникальную реставрацию, а здание трещит! Хотя еще до начала реставрационных работ геотехники предупреждали, что театр требует усиления фундамента и подземных коммуникаций.<BR>Сейчас возникла сложная и странная ситуация при реконструкции Мариинского театра. Наличие старых ветхих сетей рядом с театром негативно влияет на архитектурно-планировочные решения, а в ряде случаев определяет принятие конструктивных решений по строительству новой сцены. Строить новое здание будет очень сложно в геотехническом отношении, так как устройство опорных конструкций под землей должно определяться низким качеством канализационных сетей. И все решения для уникального и масштабного проекта будут зависеть от этого. Мне представляется, что такая практика порочна".<BR>Адам Гликман, директор НТФ "Геофизпрогноз":<BR>"На Земле есть участки, ведущие себя как "незаживающие раны", которые просто так обнаружить невозможно.<BR>Их можно назвать одним словом -- тектонические нарушения. Из-за них возникают необъяснимые аварийные ситуации.<BR>Например, только отремонтировали трубу, которая лопнула (как уверены все), в результате низкого качества стали, как она опять потекла. И, что удивительно, в том же самом месте. Метод обнаружения тектонических нарушений был разработан для угольных шахт и прошел там успешную проверку.<BR>На сегодняшний день ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" начало использовать методику определения тектонических нарушений. К этому его подтолкнуло то, что подавляющее большинство наших прогнозов оправдывалось. И это уже хорошо.<BR>Строители наработали некоторые приемы, позволяющие противостоять опусканию сооружений. Наиболее распространенный из них -- нагнетание бетона под сооружение. Если дом ложится набок, то необходимо закачать цементного раствора, и на образовавшуюся гигантскую сваю можно опираться.<BR>На самом деле если свая будет установлена в тектоническое нарушение (а дом ложится именно в этом месте), то она будет проседать, а с ней будет опускаться и само сооружение, с еще большей скоростью. В тектоническое нарушение можно закачивать бетона огромное количество, хоть всю жизнь, но эффект от этого будет небольшой, так как все то, что закачивается, уходит ниже и ниже.<BR>Вообще, всяческая авария -- это золотой дождь. Очистные сооружения постоянно в ремонте, а результатов ремонта практически не видно, потому что, не успев отремонтироваться, объект разваливается снова".