Табачники готовы увеличить объемы, но рынок против

Третий год в России табачная отрасль находится в кризисе перепроизводства. В подобных условиях цены на табачную продукцию должны снижаться. Но увеличение акцизной ставки на курительные изделия с января 2003 года заставило табачников, наоборот, поднять цен

<BR><BR>Третий год в России табачная отрасль находится в кризисе перепроизводства. В подобных условиях цены на табачную продукцию должны снижаться. Но увеличение акцизной ставки на курительные изделия с января 2003 года заставило табачников, наоборот, поднять цены.<BR><BR>С января 2003 года с табачных изделий стал взиматься новый акцизный налог. Если раньше он включал только специфическую составляющую, то теперь еще и адвалорную (см. табл.). В целом налог увеличился на 70%.<BR>По мнению табачных ассоциаций, к резкому увеличению цен на сигареты это не приведет, поскольку доля акциза составляет 5-10% розничной цены. По данным Госкомстата, в январе 2003 года цены на сигареты поднялись на 1,8%.<BR>Другим фактором незначительного роста цен на сигареты в начале года стала распродажа старых табачных запасов. С начала 2003 года введены новые ГОСТы на табачную продукцию, регламентирующие меньшее допустимое содержание смолы и никотина (см. табл.). По данным ассоциации "Табакпром", на складах предприятий, входящих в ассоциацию и выпускающих более 80% общего объема табачных изделий в России, в конце 2002 года находилось 6,2 млрд сигарет и папирос.<BR>Согласно правительственному указу табачные запасы 2002 года разрешено реализовать до 1 июля 2003 года.<BR><BR><B>Возможности</B><BR><B>и потребности рынка</B><BR>Объем выпущенной в 2002 году табачной продукции более чем на 20% превысил внутренний спрос. По данным ассоциации "Грандтабак", в 2002 году в России было произведено 380 млрд сигарет, при этом емкость рынка составила 295 млрд шт., или $4,8 млрд (см. табл.).<BR>Сбалансировать возможности отрасли с потребностью внутреннего рынка позволяет ежегодный экспорт из России в страны ближнего зарубежья -- прежде всего на Украину и в Белоруссию. Так, более 1 млрд сигарет в прошлом году экспортировала на Украину московская фабрика ЗАО "Лиггетт Дукат", являющаяся дочерней структурой британской табачной компании Gallaher.<BR>Но в ближайшие годы украинский рынок будет потерян, поскольку крупнейшие международные табачные корпорации напрямую приступили к его освоению. На нем уже работают украинские подразделения BAT и Reemtsma. В минувшем году Gallaher также открыла собственное производство на Украине.<BR><BR><B>Сигаретные тропы</B><BR><B>с Запада</B><BR>Несмотря на перепроизводство, в Россию ввозятся некоторые марки дорогих сигарет, а также сигары и сигариллы. По данным Государственного таможенного комитета, в 2002 году импорт сигарет и сигар в Россию по сравнению с 2001 годом уменьшился на 25,4% и составил около 2% общей емкости рынка (см. табл.).<BR>Ежегодное сокращение ввозимой в Россию табачной продукции связано с налаживанием выпуска экспортируемых ранее марок на российских фабриках, принадлежащих зарубежным табачным концернам.<BR><BR><B>Жизнь без прикрас</B><BR>С 2004 года вступит в силу Постановление Правительства РФ "О лицензировании деятельности по производству табачных изделий". В этом документе более жестко определены лицензионные требования по производству табачных изделий, включая обязательное наличие цеха первичной переработки табачного сырья.<BR>Большинство мелких предприятий цеха по переработке табака не имеют, как и не имеют возможности приобрести необходимое оборудование. По прогнозам ассоциации "Грандтабак", в 2003-2004 годы общее количество действующих российских табачных фабрик сократится в 2 раза. Лицензию на производство смогут получить 40-50 предприятий (в 2002 году работало 89 фабрик, хотя лицензию имели 157).<BR>Возможно, для выживания на рынке мелкие и средние предприятия будут консолидироваться и создавать табачные холдинги, которые объединят не только производителей, но и сбытовые компании. На обанкротившихся же и официально закрытых предприятиях, по мнению экспертов ассоциации, возможно эпизодическое изготовление контрафактной продукции.<BR><BR><B>Табачно-нетабачные будни</B><BR>К моменту вступления в действие правительственного документа "О лицензировании" многие табачные предприятия стараются успеть перевооружить свои предприятия. Так, ЗАО "Филип Моррис Ижора" планирует затратить $30 млн на покупку производственных и упаковочных линий, а также на линию по обработке табака.<BR>British American Tobacco-Россия инвестирует до конца 2003 года $25 млн в свое петербургское подразделение ЗАО "Ротманс-Нево". Фабрика ЗАО "Нево-Табак" к концу 2003 года планирует завершить пятилетнюю инвестиционную программу реконструкции производства стоимостью $29 млн.<BR>На фоне прямых инвестиций в расширение и модернизацию табачного производства некоторые компании диверсифицируют свои вложения и деятельность. Например, "Балканская звезда" вкладывает $30 млн в строительство отеля и техническую модернизацию собственных предприятий по производству строительных материалов. "Донской табак" в ближайшие 5 лет собирается инвестировать $700 млн в реконструкцию стадиона и аэропорта, на развитие собственной розничной торговой сети и во многие другие проекты, не связанные с табачным производством (см. врезку).<BR><BR><B>Охота на потребителя</B><BR>Около 30 млн российских курильщиков ежегодно меняют марку сигарет. Поэтому для удержания потребительского внимания табачные компании выводят на рынок новые марки сигарет в разных ценовых сегментах. Так, московская фабрика "Лиггетт Дукат" выпускает новинки с периодичностью в 1-3 месяца. Петербургская "Нево-Табак" вывела на рынок сигареты для болельщиков "Зенит", "Донской табак" -- марку Navigator.<BR>В целом на рынке Северо-Запада (в основном в Петербурге) за период с июня 2001 года по июнь 2002 года появилось 40 новых марок сигарет и 157 новых разновидностей (с новым видом фильтра, разным содержанием никотина и т.п.). Всего в России около 1,2 тыс. табачных марок.<BR>На российском рынке появляются не только новые марки, но и "незабытые" старые. С начала 2003 года на подольском заводе ЗАО "СК Булгартабак" возобновилось производство "болгарских" сигарет ("ВТ", "Интер", "Родопи", "Стюардесса"). Их выпуск был прекращен весной 2002 года, что связано с приватизацией владельца болгарских табачных марок Bulgartabac Holding Group.<BR>Наметившееся повышение благосостояния населения способствует изменению емкости сегментов рынка курительных изделий в сторону более дорогих и качественных сигарет. Наибольшим потребительским спросом пользуются облегченные виды сигарет, относящиеся к высокоценовому и премиальному сегментам (см. табл.).<BR>Сектор папирос и сигарет без фильтра постепенно сокращается за счет перехода потребителей этой продукции на дешевые сигареты с фильтром. 1-2 года назад на папиросы и сигареты без фильтра -- основной ассортимент отечественной табачной промышленности -- приходилось 50% продаж табачных изделий в России, сегодня -- не более 30%.<BR><BR><BR><B>Транснациональное</B><BR><B>вмешательство</B><BR>В 2002 году около 50% отечественного табачного рынка в натуральном выражении принадлежало российским подразделениям транснациональных корпораций -- "Филип Моррис Ижора", "Филип Моррис Кубань" (Philip Morris), "Петро" (Japan Tobacco International), "Лиггетт Дукат" (Gallaher), "БАТ-Ява", "БАТ-СТФ", "Ротманс-Нево" (British American Tobacco), "Реемтсма-Волга" (Reemtsma).<BR>С момента своего появления в России транснационалы вложили в развитие табачной индустрии около $2 млрд. Не менее $700 млн ушло на выплату налогов в бюджеты всех уровней.<BR><BR><B>Табачные силы</B><BR><B>Петербурга</B><BR>В Петербурге сложился явный перевес транснациональных компаний над российскими. Доля их продукции осенью 2002 года превысила 90% всех предложенных на рынке марок. В городе работает одна табачная фабрика со 100%-ным отечественным капиталом "Нево-Табак" и три, принадлежащие заграничным компаниям: "Петро", "Ротманс-Нево" и "Филип Моррис Ижора".<BR><BR><B>Общественная защита</B><BR>Диверсификация основной деятельности российских табачников связана с нарастающим общественным антитабачным движением, направленным на снижение потребления табачных изделий, особенно среди молодежи.<BR>Антитабачные настроения наблюдаются как в отдельных регионах, так и в России в целом. Так, в Псковской области готовится целевая программа по борьбе с табакокурением. В целях уменьшения воздействия с 2005 года в России вступит в силу закон, запрещающий наружную рекламу табака и табачных изделий (подобный закон в Польше действует с 1999 года; причем с декабря 2001 года польские табачники не могут выступать в качестве спонсоров спортивных и культурных мероприятий).<BR>Чтобы удержать уровень своих доходов, табачные компании вынуждены либо вкладывать средства в развитие других отраслей, либо искать новые рынки сбыта. Международные корпорации в свое время пошли по обоим путям. Так, Philip Morris в конце 1960-х купила пивоваренную компанию Miller Brewing Co. и ряд продовольственных компаний. Другой табачный производитель -- R.J. Reynolds Tobacco Co. инвестировала в алюминиевую промышленность и производство продуктов питания. В начале 1990-х основные западные игроки пришли на развивающийся российский рынок.