00:0003 марта 200300:00
148просмотров
00:0003 марта 2003
Рынок продуктов глубокой заморозки последние 3 года растет на 20-30% в год по всем секторам. В ближайшее время спокойствия на нем не ожидается.
<BR><BR>Рынок продуктов глубокой заморозки последние 3 года растет на 20-30% в год по всем секторам. В ближайшее время спокойствия на нем не ожидается.<BR><BR>В 2003 году российский рынок увеличится примерно на 25% и составит около 1 млн тонн. А в денежном выражении приблизится к $2 млрд. Емкость петербургского рынка "заморозки", по разным оценкам, составляет $50-120 млн.<BR>Рынок продуктов глубокой заморозки начал формироваться в середине 90-х годов. Тогда производители ориентировались в основном на пельмени, сектор которых до сих пор занимает больше половины рынка, поскольку на них существует устойчивый потребительский спрос. Производителей же они привлекают высокой рентабельностью, которая может достигать 50%.<BR>Российский рынок замороженных полуфабрикатов развивают петербургские компании. В первую очередь -- ООО "Дарья", ООО "Равиоли", ЗАО "Талосто", ООО "Морозко", ООО "Колпинский пищевой комбинат". Около 80% выпускаемой ими продукции реализуется на Северо-Западе, в Центральном, Южном и Приволжском округах.<BR>Кроме петербургских компаний на общероссийском рынке выделяются несколько московских -- ОАО "Звездный", ООО "МЛМ", ОАО "Останкинский МПК", ТПК "Визитон". Если петербургские компании производят широкую гамму замороженных полуфабрикатов, то столичные чаще специализируются на каком-то одном виде продукции. Так, ООО "МЛМ" производит мясные полуфабрикаты, ООО "Звездный" -- полуфабрикаты кондитерской серии (тесто, круассаны) и выпечку (пицца, пирожки, булочки), "Останкинский МПК" и "Визитон" -- пельмени.<BR><BR><B>Битва за потребителя</B><BR>Для увеличения потребительского интереса к замороженным продуктам производители не только расширили ассортимент, но и приступили к выпуску вареников, блинчиков, мясных и рыбных полуфабрикатов, выпечки и теста.<BR>Наряду с продуктами, традиционными для российских потребителей, некоторые компании стали производить этнические блюда. Так, компания "Петрохолод" наладила производство долмы, хинкали и люля-кебаб. "Дарья" -- манты, хинкали, лазаньи. Кроме того, с 2003 года "Дарья" вывела на рынок низкокалорийные, обогащенные витаминами и минералами полуфабрикаты -- виталини, фаготини и паровые кнели.<BR>Более четкая ценовая политика компаний также способствовала увеличению количества потребителей. Компания "Равиоли" в низкой ценовой категории (до 50 руб. за кг) вывела на рынок пельмени под маркой "Снежная страна", рассчитанные на малообеспеченных потребителей. "Талосто" для покупателей с доходом от среднего и выше -- марку "Сам Самыч" (50-80 руб. за кг). Компания "Дарья" большинство своих марок позиционирует в высокоценовом сегменте (80 руб. и выше).<BR><BR><B>Сладкая жизнь -- впереди</B><BR>Если в секторе пельменей и мясных полуфабрикатов на российском рынке представлены только отечественные компании, то в кондитерском секторе и секторе выпечки работают зарубежные производители -- германские и финляндские компании: Freiberger, Сорреnrath & Wiese, Wagner Tiefkuhl-<BR>producte GmbH, Myllyn Paras, Liha-Saarioinen Oy, Dr. Oetker. Их суммарная доля -- не больше 3% общего объема рынка.<BR>В 2003 году, по прогнозам основных операторов рынка, рост в секторе замороженной выпечки и теста может достигнуть 30%, что больше ожидаемого роста в других секторах. Ежегодное производство составляет 120-175 тыс. тонн. В денежном выражении -- около $220 млн.<BR>Российский рынок замороженной пиццы оценивается в 300 тонн. Его небольшой объем объясняется еще не сформировавшимся потребительским вкусом и высокой стоимостью продукта (в 1,5-2 раза больше 1 кг пельменей в среднеценовом сегменте). Тем не менее за последний год объем рынка замороженной пиццы увеличился в 2-3 раза.<BR>Основными потребителями замороженной выпечки и теста являются жители крупных городов. Производители этих продуктов за счет более активного выхода в регионы надеются увеличить объем сбыта.<BR><BR><B>Новые горизонты рынка</B><BR>Неосвоенным на российском рынке замороженных продуктов являются секторы готовых замороженных обедов и фруктово-овощной. По мнению игроков, лидером в первом станет та компания, которая первой откроет производство.<BR>Если "Дарья" только планирует выпуск готовых блюд из курятины, а "МЛМ" еще разрабатывает этот вид продукта, то калининградская компания "Продукты питания", специализирующаяся на производстве замороженных куриных полуфабрикатов, в середине февраля 2003 года приступила к строительству завода по выпуску готовых замороженных обедов.<BR>В секторе овощной и фруктово-ягодной заморозки продукция отечественных производителей представлена крайне слабо. Первые российские производства по переработке и заморозке растительных продуктов появились 3-4 года назад. Суммарный объем выпускаемых ими полуфабрикатов не превышает 5% сектора, емкость которого оценивается в 80-120 тыс. тонн.<BR>Основная часть российского рынка приходится на западные компании -- Hortex, Bonduelle, Zgoda, Hortino, Ardo, Unifrost, -- которые завозят готовые полуфабрикаты (см. табл.). Причем эти компании не стремятся перенести свои производства в страну.<BR>Единственный реализованный иностранный проект был осуществлен корпорацией Nestle, наладившей производство овощных смесей и замороженных ягод под маркой "Вкус лета" в Краснодарском крае.<BR>Однако летом 2001 года швейцарская компания свернула производство. Она не смогла противостоять конкуренции польских производителей, а также организовать регулярный выпуск продукции только из российского сырья.<BR><BR><B>Из Петербурга в Калугу</B><BR>Лидирующие позиции в большинстве регионов занимают петербургские компании. В ближайшем будущем лидерство постепенно начнет переходить к местным производителям. Исследования ММЦ "Пенза-Москва" показали, что в 2002 году в ряде городов центральной России по потребительскому предпочтению лидировала продукция местных компаний: в Пензе -- продукция пензенского производства, в Калуге -- калужского, в Иванове -- ивановского (см. табл.).<BR>Активизация местных производителей "заморозки" на данный момент существенных изменений в общероссийский рынок не внесет.<BR>Но развитие производств замороженных полуфабрикатов в регионах постепенно изменит структуру рынка, приблизив производителя к потребителю, чья покупательская активность увеличилась.<BR>Рынок глубокой заморозки растет в основном за счет мегаполисов, где потребителями продуктов быстрого приготовления является жизненно активное население с уровнем дохода не менее $250 на одного члена семьи.<BR>В Москве на долю таких потребителей приходится около 45% продаж, в Петербурге -- около 30%.<BR>