00:0026 февраля 200300:00
5просмотров
00:0026 февраля 2003
Александр Михайлушкин: "Экзамен будет введен насильственно, поскольку это требование Европейского Союза"
<BR><BR>Александр Михайлушкин: "Экзамен будет введен насильственно, поскольку это требование Европейского Союза"<BR>Министерством образования России утвержден перечень вузов, которые примут участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ).
<BR><BR>В этот список вошли более 140 высших учебных заведений из 48 субъектов Федерации, в том числе Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого и Новгородский филиал Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.<BR>Включенным в список вузам необходимо будет обеспечить прием абитуриентов по результатам единого госэкзамена не менее чем на половину специальностей, по которым в них ведется подготовка.<BR>Пока, как декларируется, ЕГЭ существует только в качестве эксперимента. В обязательном порядке ученики должны сдавать русский язык и математику, а затем выбирать еще три предмета из предоставленного списка. Сегодня в этот список входят физика, химия, биология, география, обществознание и история. С 2003 года в него также будут включены экзамены по английскому языку и по информатике. Обязательным ЕГЭ станет к 2005 году.<BR>В списке вузов Северо-Запада, принимающих участие в эксперименте, сразу два филиала петербургского ИНЖЭКОНа (см. таблицу).<BR>Его ректор, Александр Михайлушкин, согласился высказать свою точку зрения на проблемы реформирования системы образования.<BR><BR>-- Сначала об эксперименте в ваших филиалах. Какая в нем роль отводится самому ИНЖЭКОНу?<BR>-- Практически никакой. Если бы нашему вузу было предложено участвовать в эксперименте в филиалах, я бы не стал отказываться. Потому что, ясное дело, выпускники школ пойдут в те вузы, где не надо второй раз сдавать экзамен. Таким образом, наши филиалы должны в нем участвовать, чтобы выровнять условия при поступлении.<BR>В головной вуз мы никого брать не будем: у нас и так большой конкурс...<BR><BR>-- К вопросу о конкурсе: почему сейчас так не любят серебряных медалистов?<BR>-- Мы их любим. Другое дело, что из числа медалистов подтверждают свои знания на первом же экзамене всего 17%. Поэтому можно сказать, что в общеобразовательной школе требования к медалистам занижены. В свое время Никита Сергеевич Хрущев отменил для них вступительные экзамены. И тогда за 3 года число медалистов удвоилось.<BR>Медалисты -- гордость школы, и, конечно, педагоги стараются ребенка подтянуть к медали, порой даже ценой завышения оценки.<BR><BR>-- Чем, на Ваш взгляд, должен закончиться эксперимент по проведению единого экзамена?<BR>-- Он будет введен насильственно, поскольку это требование Европейского Союза. Для нас уже медалист -- обычный абитуриент, и мы его тестируем, как и всех.<BR>Через какое-то время вузы почувствуют, что к ним поступают все более слабые ученики, и вынуждены будут интегрироваться с общеобразовательными школами.<BR><BR>-- То есть введение единого экзамена будет использовано в роли рычага для повышения качества общего образования?<BR>-- Да. Мы эту работу уже ведем.<BR><BR>-- Это затратно?<BR>-- Я бы сказал, что пока выходим в ноль. В стране объективно есть проблемы с образовательной школой. Не следует забывать, что в вузы приходят ребята не только из городских школ, но еще и с периферии. Попадаются абитуриенты после школ, где информатику изучают по плакатам. Это ужасно, но факт, и от этого никуда не уйти. Поэтому нужно находить какие-то новые формы влияния высшей школы на общеобразовательную.<BR>-- Единый экзамен -- это только первый этап реформы образования. Дальше предлагается ввести прозрачное и современное корпоративное управление самого вуза, исходя из представления, что это хозяйствующий субъект.<BR>-- Да, мы готовы публиковать свои отчеты, которые и так отдаем в министерство. Мы же не воруем деньги....<BR><BR>-- Мы говорим не о вашем вузе, а об образовательной среде в целом. Как Вы думаете, как быстро для вузов страны наступит День Большого Отчета перед родителями и студентами?<BR>-- Что касается прозрачности финансовой деятельности вуза, то я вообще не вижу здесь никакой проблемы. Давайте публиковать отчеты так, как это делают банки.<BR>Проблема в другом. Говоря сегодня о самостоятельности вуза, государство и казначейство загоняют его в слишком жесткие рамки, из-за чего мы не в состоянии рационально и разумно расходовать имеющиеся у нас средства.<BR>Перевод вузов на казначейскую систему -- это большой шаг назад. Мы это проходили при социализме, когда государство указывало, на что вузу тратить деньги. Нам надо было покупать компьютеры, а деньги давали на ремонт крыши. Мы просили средств на то, чтобы залатать крышу, а от нас требовали покупки парт. Так быть не должно.<BR>Вузу должна быть предоставлена финансовая самостоятельность в расходовании той части бюджета, которую он зарабатывает, а контролироваться -- по выполнению.<BR><BR>-- Нужна на рынке образовательных услуг система мониторинга их качества?<BR>-- Да.<BR><BR>-- Какой Вы ее видите?<BR>-- Такой, какой мы ее создаем. У нас есть институт экспертизы и аттестации, где будут обучаться эксперты по аттестации вузовского образования.<BR><BR>-- Следует ли развивать систему студенческих кредитов?<BR>-- Считаю, что образование вообще нужно сделать платным, но с условием государственного кредитования на 20 лет.<BR>Государство должно взять на себя ответственность за общеобразовательную школу. А там, где идет речь о куске хлеба с маслом и черной икрой, -- пусть это будет заботой самого здравомыслящего человека. Пусть он возьмет кредит, отучится, а потом начнет взятые деньги возвращать.<BR>Государство может ему этот кредит сократить, если студент будет учиться хорошо. А если он еще пойдет работать, допустим, в сельскую школу на 5 лет, выпускнику можно будет вообще этот кредит простить.<BR>Таким образом, откроется совершенно новый механизм подготовки кадров в рыночных условиях.<BR>-- А что сегодня делать учительнице с зарплатой в $100, если ее ребенок учится хорошо, но шансов попасть на бесплатные места у него нет?<BR>-- Я могу говорить только за свой вуз. Все хорошие студенты у нас поступают на бюджетные места. Я думаю, что и в других вузах есть система поддержки талантливых ребят.<BR>Потом, если мне дадут возможность учить бесплатно талантливых "платников", я с радостью это буду делать.<BR>Сегодня получается наоборот. Инструкция диктует, что если размер и сроки оплаты учебы установлены ученым советом, то она должна быть единой для всех студентов, вне зависимости от их успеваемости. Сначала студент должен внести деньги, а мы ему потом -- оказывать услуги.<BR>Жизнь же диктует другое -- студент учится, а родителям зарплату не выдают. Он задерживает выплату, и вносит ее не 1 сентября, а 1 ноября.<BR>Потом в институт с проверкой финансовой отчетности приходят налоговая инспекция и КРУ Минфина, и наказывают руководство вуза за невыполнение инструкции.<BR>Инспектор считает, что не вовремя внесенная плата -- это упущенная выгода, и начисляет проценты на штраф. Вот так.<BR>-- Должно ли государство, таким образом, само финансировать стипендии талантливых ребят, процентные ставки по кредитам, а также фундаментальные вузовские исследования?<BR>-- Всенепременно. Если государство хочет быть сильным, оно должно находить на эти цели средства.<BR>С другой стороны, в условиях рыночной экономики интеллектуальный потенциал также должен зарабатывать деньги. Для высшей школы это возможно путем выполнения хоздоговорных работ и оказания платных образовательных услуг. Для фундаментальной науки -- это внедрение и поиск заказчиков.<BR>Мы чисто психологически должны принять, что организации, которые традиционно сидели только на одном бюджете, должны торговать своей продукцией. Это переходный период изменения менталитета.<BR><BR>-- Последний модный тезис -- следует поощрять реструктуризацию образовательной отрасли, слияние, поглощение, выход новых игроков, в том числе негосударственных вузов....<BR>-- За 10 лет перестройки негосударственные вузы получили возможность состояться. Надо посмотреть, какие из них набрали силы, могли получить и построить свои площади, организовать длительную аренду. Те из них, кто себя не проявил, должны стать структурными подразделениями в государственных вузах.<BR>Потому что эксперимент в образовании не может проходить бесконечно.<BR><BR><B>БИОГРАФИЯ</B><BR>Доктор экономических наук, профессор, автор 60 печатных работ Александр Михайлушкин родился 20 ноября 1941 года в городе Сухиничи Калужской области.<BR>Закончив с отличием Львовское техническое училище, работал кочегаром и помощником машиниста паровозного депо. Учась потом в Ленинградском институте железнодорожного транспорта, был Ленинским стипендиатом, заместителем секретаря комитета комсомола института, солистом хора и студенческого ансамбля.<BR>После окончания института был распределен в обком комсомола, где возглавлял сектор студенческих строительных отрядов.<BR>Ректором Ленинградского инженерно-эконономического института имени Пальмиро Тольятти избран на альтернативной основе в 1989 году.<BR><BR><B>Об ИНЖЭКОНе</B><BR>Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН) -- это единый учебно-научный комплекс. Здесь создан Центр прогрессивных технологий обучения. В 2001-2002 годах в учебном процессе было использовано 20 разновидностей современных образовательных технологий. Университет является коллективным членом Международной ассоциации по играм и имитациям (ISAGA). Здесь постоянно проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования. Количество научных направлений за период с 1996 по 2002 год в университете выросло с 10 до 21.<BR><BR><B>Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Минобразования России и их филиалов</B><BR><B>на Северо-Западе, участвующие в эксперименте</B><BR><B>по введению единого государственного экзамена</B><BR><B>в 2003 году</B><BR><B>Республика Карелия</B><BR>1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карельский государственный педагогический университет"<BR>2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет"<BR><BR><B>Архангельская область</B><BR>1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Архангельский государственный технический университет"<BR>2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова"<BR><BR><B>Мурманская область</B><BR>1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный педагогический институт"<BR><B>2. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета</B><BR>3. Филиал Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова (г. Кировск Мурманской области)<BR>4. Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (г. Апатиты)<BR>5. Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (г. Мурманск)<BR><BR><B>Новгородская область</B><BR>1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого"<BR><B>2. Новгородский филиал Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов</B><BR><BR><B>Псковская область</B><BR>1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова"<BR><B>2. Псковский политехнический институт -- филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета</B>