Отечественный автопром начинает, но проигрывает

Российские производители легковых автомобилей добровольно сворачивают перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

<BR><BR>Российские производители легковых автомобилей добровольно сворачивают перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.<BR><BR>И у них остается все меньше шансов миновать объятия иностранных инвесторов. Впрочем, отечественные заводы уже сейчас готовы поделиться активами, но инвесторы не торопятся.<BR><BR><B>Звездный час</B><BR>За последние 35 лет российские автозаводы ничем не смогли удивить потребителя. А еще в 1968 году "Москвич-408" европейцы признали автомобилем года. И 55% этих машин ушло на экспорт. Причем все они собирались в СССР. И все необходимые для автомобиля узлы и агрегаты производились внутри страны.<BR>Но времена изменились. Конструкторы легковых автомобилей часто даже не пытаются искать поставщиков комплектующих и агрегатов в России, отдавая предпочтения иностранным производителям.<BR>Так, на новый внедорожник "Тигр" (ОАО "ГАЗ") устанавливается американский дизельный двигатель Cammins мощностью 180 л.с. (для сравнения: мотор американского Hummer "выдает" 195 л.с.). В качестве коробки передач используется шестиступенчатая механическая коробка производства чешской компании Praga или автоматическая коробка передач германской компании DaimlerChrysler AG.<BR><BR><B>Русские не отстают</B><BR>Еще лет 10 назад у России были шансы покорить не только внутренний, но и внешний рынок, выпустив автомобиль с роторно-поршневым двигателем (двигатель Ванкеля).<BR>Первый автомобиль с двигателем Ванкеля -- R080, готовый к продаже, потребителю представила на Франкфуртском автосалоне западногерманская фирма NSU. Сучилось это в 1967 году. Машину единогласно признали "Лучшим автомобилем года". Позже фирма сняла его с производства. И вошла в концерн Audi. <BR>Преимущество роторных силовых агрегатов перед другими в их компактности и большой мощности при малом объеме двигателя.<BR>Пример NSU оказался заразительным. Гиганты мирового автомобилестроения сразу же купили лицензии на производство роторно-поршневых двигателей и приступили к их освоению. В их числе оказался и советский автозавод -- ОАО "АвтоВАЗ".<BR>В 1974 году на Волжском автозаводе организовали специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей -- СКБ РПД.<BR>Цель -- создать силовой агрегат для автомобилей "ВАЗ", превосходящий по мощности и экономичности традиционный поршневой мотор.<BR>Автопроизводители быстро поняли, что роторные моторы наряду с достоинствами имеют непреодолимые по тем временам недостатки.<BR>Кромки ротора описывают при вращении сложную кривую. В связи с этим возникает вопрос: как выполнить с достаточной точностью эту кривую в металле. Из него вытекает другой вопрос: как обеспечить эффективное и долговечное уплотнение кромок и торцов ротора, чтобы они не пропускали газ и жидкость. Инженеры, конструкторы, химики потратили почти полвека, чтобы решить эти задачи на уровне, обеспечивающем организацию серийного производства роторных моторов.<BR>Обогнали всех японцы. С 2003 года Mazda начала серийное производство роторных двигателей Renesis на заводе Ujina. Эти силовые агрегаты будут устанавливать на автомобили RX-8.<BR>В продажу 4-дверные купе RX-8, оснащенные новыми мощными двигателями, попадут в апреле 2003 года.<BR><BR><B>Начали и кончили</B><BR>В начале 80-х АвтоВАЗу удалось выпустить опытно-промышленную партию автомобилей "ВАЗ-21018", оснащенных двигателем Ванкеля.<BR>Но в течение полугода после продажи почти все роторные моторы пришлось заменить на обычные поршневые. Последние оказались более надежными и экономичными.<BR>На этом дело не закончилось. Советскую милицию привлекли скоростные возможности автомобилей с роторными моторами. Расход топлива госорганы мало волновал, и допускалась замена двигателя в процессе эксплуатации. Разработки пошли веселей.<BR>Конструкторам удалось поставить роторный агрегат на "ВАЗ-2108", успешно провести испытания.<BR>В 1995 году этими моторами помимо "жигулей" начали оснащать "москвичи" и "волги".<BR>Но вскоре выяснилось, что моторесурс роторных двигателей по-прежнему меньше, чем у обычных поршневых. И всего две станции по обслуживанию и ремонту роторных моторов. Одна в Москве, а другая в Тольятти.<BR>Потребовалась очередная доработка двигателей Ванкеля. Но в России полным ходом шли экономические реформы. И ни государство, ни АвтоВАЗ не нашли средств на продолжение опытно-конструкторских разработок. В 2002 году на предприятии принято решение сворачивать исследования по роторно-поршневым двигателям для автомобилей.