00:0025 февраля 200300:00
54просмотров
00:0025 февраля 2003
В редакции "ДП" прошел круглый стол, посвященный социально ответственному бизнесу. Собравшиеся рассуждали о влиянии социальных программ на корпоративную культуру.
<BR><BR>В редакции "ДП" прошел круглый стол, посвященный социально ответственному бизнесу. Собравшиеся рассуждали о влиянии социальных программ на корпоративную культуру.<BR><BR><B>Участники</B><BR>Владимир Маркетов, президент группы компаний "Автодом"<BR><BR>Марина Балабанова, специалист по внешним и корпоративным связям "Филипп Моррис -- Ижора"<BR><BR>Сергей Осутин, председатель совета директоров Консалтинговой группы "О.С.В."<BR><BR>Александр Снетков, президент Ассоциации "Защита", президент благотворительного общества "Большая Медведица"<BR><BR>Александр Сылко, вице-президент ОБД "Золотой Пеликан"<BR><BR>Владимир Маркетов:<BR>В большей степени, может быть, по наитию, чем по знанию механизмов, которые влияют на корпоративную культуру, создавался определенный костяк людей через те же социальные программы. Пока мы не можем обеспечить весь персонал поездками в санаторий; но, по крайней мере, всем детям, которые рождаются у наших сотрудников, обеспечиваются няньки и хорошие детские сады; все едят на работе за счет фирмы; имеется специальная одежда за счет фирмы. И еще несколько маленьких приятных вещей, когда люди понимают, что работают в едином коллективе, в сплоченной команде, где существует взаимоответственность: их ответственность за работу, которую они выполняют, с нашей стороны -- ответственность за достаточно комфортные условия работы, за гарантии помощи.<BR>Кроме того, "Автодом" начал участвовать в акции общественного благотворительного движения "Золотого Пеликана" -- "Покупая -- помогаешь". Мы рекламируем свое участие в этой программе перед потребителем. Но сложно сказать, чтобы это каким-то образом принципиально меняло имидж компании по отношение к покупателю.<BR>У нас есть еще военно-патриотический клуб "Дзержинец", в котором экипировка, парашюты -- все полностью закуплено нами. Это интересно, и мы это делаем, скорее всего, по некоему порыву души, нежели чем из какой-то корысти, которая оправдывается либо отношением к организации со стороны госорганов, либо со стороны покупателей. В нашем, по крайней мере, сегодняшнем положении, на нашем уровне развития это, наверное, принципиального значения не имеет. Может быть, где-то, когда-то, при длительном прорабатывании, длительном использовании это принесет какие-то потенциальные плоды.<BR><BR>Марина Балабанова:<BR>Мне кажется, что компания и становится социально ответственной, когда у нее выстроена этичная внутренняя корпоративная культура. То есть начинать нужно всегда изнутри. Я думаю, ни один сотрудник не оценил бы какую-то благотворительную деятельность компании, какой бы масштабной она ни была, какие бы благие дела она ни делала, если бы компания не позаботилась просто о рабочем месте сотрудников, о том, чтобы оно было безопасным, чтобы его труд был бы оплачен по достоинству.<BR>Корпоративная ответственность имеет очень много аспектов. Это, конечно же, и ответственность перед своим потребителем. А я, как представитель компании, которая производит продукцию, связанную с риском для здоровья, могу сказать, что наша компания очень четко осознает, что наше общество ждет от нас именно ответственного отношения к своему продукту. То есть мы должны информировать потребителей о тех рисках, которые связаны с продуктом, который мы производим. Это тоже очень важная часть социальной ответственности.<BR>А другая часть -- это экология. Но невозможно работать на производстве и никаким образом не влиять на окружающую среду. Значит, наша задача -- стремиться как-то минимизировать это влияние и сделать так, чтобы и количество потребляемых ресурсов, и количество отходов сокращалось. Внедряются различные программы, которые помогали бы нам поддерживать экологическую обстановку в регионе, где мы работаем.<BR>Компания "Филипп Моррис" во всем мире уже более 50 лет занимается благотворительной деятельностью. Поэтому в коллективе это, в общем-то, воспринимается уже как должное; люди этого и ожидают от своей компании. Особенно в последнее время мы все чаще пытаемся вовлекать своих сотрудников в благотворительность. Основной акцент сейчас мы делаем на программы, где можно использовать добровольцев и среди наших сотрудников. Например, мы доставляем благотворительные продуктовые наборы ветеранам войны и блокады. Наши сотрудники активно в этом участвуют, развозят эти наборы по домам стариков, которые живут в Ленинградской области, в свой выходной день. К этому никаким образом не принуждают, но и не поощряют; кроме благодарственного письма от руководства компании, они ничего не получают за это.<BR><BR>Сергей Осутин:<BR>Нам всего 10 лет, и мы рождены в наше тяжелое время в нашем городе. И мы пытаемся по мере своих сил и возможностей думать о том, чтобы наши сотрудники всегда гордились тем, что они работают у нас. И мы стараемся ориентировать и их, и себя на социально-ответственный бизнес.<BR>Если говорить о каких-то льготах, преимуществах, то, наверное, у нас их меньше, чем в других компаниях. Но мы заботимся об обучении сотрудников. Получение второго высшего образования у нас в фирме -- явление нормальное. Мы поощряем занятия спортом. Но я думаю, что если бы мы ограничивались только этим, это было бы неправильно. И очень часто наши сотрудники являются инициаторами благотворительности (неправильное, может быть, в данном случае слово), оказания помощи. Обращаются, предположим, ветераны, либо спортсмены, либо их дети, либо их наставники, для того чтобы мы оказали им профессиональную помощь.<BR>Например: приходит руководитель детского спортивного клуба и говорит: "Для того чтобы организовать ребят, чтобы арендовать помещение (КУГИ дает помещение в области, в городе), мне нужно юридическое лицо". Мы оказываем ему услугу: готовим документы, в том числе оплачиваем пошлину за него и предоставляем ему нашу помощь, но не просто деньгами, а своими услугами.<BR>Такой конкретной помощи нашим клиентам было достаточно много. Человек приходит и просит проконсультировать его. Но денег у него нет, и мы понимаем это. Наши специалисты консультируют в этом случае людей, исходя, может быть, из той самой социальной ответственности, которую мы чувствуем перед нашим обществом, перед людьми, с которыми мы живем в одном городе, дышим одним воздухом. И на самом деле пока мы не заявим о том, что наш бизнесмен (я теперь уже говорю не про себя лично и не про нашу компанию, а вообще про бизнесменов нашего города и нашей страны) озабочен не только получением прибыли в свой карман, и пока мы не докажем это на деле нашим согражданам, отношение к бизнесмену и к бизнесу будет достаточно напряженное. Потому что люди живут бедно, к сожалению, и относятся к бизнесменам очень часто не так, как хотелось бы бизнесмену. Мы своим поведением -- не только словами, но и делами -- должны показать всем окружающим, что -- да, мы заботимся не только о себе, но и о своих работниках, и об окружающей среде, и обо всех людях, которые вокруг нас, которые сегодня по какой-то причине не могут обеспечить себя чем-то необходимым.<BR><BR>Александр Снетков:<BR>По роду своей деятельности я один из родоначальников охранного бизнеса в Петербурге. И в этой связи работать пришлось с людьми, которые являлись выходцами из силовых структур, бывшими спортсменами. То есть с коллективом людей, которые раньше крутились в экстремальных ситуациях.<BR>В этой связи для того, чтобы руководить, наставлять, требовать выполнения задачи, требовать той работы, которая нужна для охраны общественной безопасности, безопасности клиента, конечно, нужны какие-то рычаги. Это может быть или сила, или закон, или устав, или нормативы. И помимо всех этих рычагов должна быть определенная вера, идея, которая должна объединять людей.<BR>Мне это помогло выдержать 13 лет в бизнесе Петербурга. И это нам помогло вместе с ГУВД и с ЛенВО подойти к решению определенных социальных проблем по детям погибших сотрудников и по пенсионерам в рамках благотворительного общества "Большая Медведица". Это позволяет дисциплинировать ряды, потому что не секрет: сегодня мы ощущаем трещину между силовыми структурами и охранным бизнесом.<BR>И в этой ситуации, если от сотрудника силового отделения милиции требуют, и для этого есть рычаги, то в охранном бизнесе все устроено немножко по-другому. Там требовать от сотрудника гораздо сложнее. Если в милиции есть форма, устав, оружие, то здесь, если человек принимает участие в социальных программах, он уже идет на работу не как в силовую структуру, а гордится этим рабочим местом, где защищают его права, а также интересы вдов и слабых.<BR>На совместных мероприятиях, которые проводятся в рамках благотворительного движения "Большая Медведица" за прошлый год, недавно был предоставлен официальный отчет перед ГУВД; хотя мы и не должны отчитываться о финансах, но мы предоставили отчет о тех деньгах, которые были израсходованы на утвержденные социальные программы. Это было более $100 тысяч за прошлый год.<BR>Но здесь главное в другом: нас кто-то по-глупому всегда разделяет на ментов, на ФСБэшников, на бизнесменов, на евреев, на русских, на татар. Но, по идее, мы, наверное, никогда не найдем тесных взаимоотношений в бизнесе, если будем делить между собой какое-то дело, в котором можем заработать 10 копеек. А если мы сможем построить совместно какой-то благотворительный турнир или сможем совместно помочь детям, то мы сможем притереться друг к другу, сможем понять, что мы -- не враги, что нам здесь жить.<BR>Силовая структура -- МВД -- меня воспитала. Она дала мне возможность встать на ноги, получить то образование, которое помогает мне построить свой бизнес. Я волей-неволей обязан нести ответственность за те вещи, которые происходят. И если я могу помочь чем-то, я помогаю.<BR><BR>Александр Сылко:<BR>Мне кажется, что это нормально, если занятия социальными проблемами помогают бизнесу и даже помогают в целях продвижения товара.<BR>Это общепринятая мировая практика, на этом многое построено, фирма продает товар, жертвует какие-то деньги, и об этом знают покупатели.<BR>Наши "социальные" вложения должны неким образом возвращаться, и в этом нет ничего предосудительного. Это абсолютно нормально.<BR><BR>Ожидаете ли вы, что ваши вложения возвратятся?<BR><B>Владимир Маркетов</B><BR>Год назад мы вместе с Александром Сылко устраивали автопробег инвалидов; 10-12 машин инвалидов поехали, посмотрели города. Мы их расселили в гостиницах, кормили все это время. Мы это делали от Мариинского дворца, то есть вместе с депутатами. В принципе, я, наверное, мог бы обратиться к ним с вопросом: "Давайте, господа, поможем мне решить какой-то вопрос". То есть у меня была такая возможность. Другой вопрос, что у меня не было этого вопроса в тот момент; может быть, и не будет никогда. А может, когда-то возникнет. Но у меня появляется возможность.<BR>Тот же самый Виталий Иванович Мутко, с которым меня познакомил Александр Сылко. Я в свое время пришел к нему и сказал, что у меня есть проблема, и он помог мне ее решить. Не занявшись благотворительностью, я бы вряд ли познакомился с Мутко. Это ответ в тривиальном, в приземленном понимании. Не хватит никаких мозгов, чтобы просчитать тот отклик, который существует. Вот, завтра об этом напишут. Не суть важно, что, где, когда, на ком и каким образом это отразилось, и где, когда и каким образом какой-то человек, который будет выбирать, условно говоря, между "Автодомом" и еще кем-то генерального поставщика чего-либо. При равных условиях (а сейчас практически у всех равные условия -- примерно одинаковые цены, примерно одинаковый менеджмент) он выберет нас.<BR>Хотя это уже есть сейчас. Может быть, в одном случае из 100. Но через какое-то время это будет уже в двух случаях из 100, потом -- в 50 случаях из 100.<BR><BR>Марина Балабанова:<BR>Я бы такую прямую параллель не проводила. Может быть, в каком-то бизнесе это и играет роль, что вот компания занимается благотворительностью, кто-то посмотрит на ее продукт и выберет его, потому что он уважает эту компанию.<BR>Но в нашем бизнесе это совершенно не играет роли.<BR>То есть все, что мы делаем как благотворительные акции, это делает компания "Филипп Моррис". Никогда вы не найдете нигде упоминания наших торговых марок, вообще упоминания о том, что мы производим и чем мы занимаемся. Никакой параллели между социальной ответственностью, благотворительностью и нашими продажами, получением прибыли мы не проводим.<BR>Но мы, конечно же, коммерческая компания. Мы не благотворительное общество и, понятно, не можем делать все только с точки зрения какого-то альтруизма, меценатства.<BR>Вот как нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, так и нельзя, достигнув какого-то определенного уровня в бизнесе, достигнув какого-то коммерческого успеха, -- нельзя не отдавать.<BR><BR>Сергей Осутин:<BR>Если мы вкладываем деньги в обучение сотрудника, мы делаем благо кому? Сотруднику? Да. Себе, компании? Тоже да, если он не уходит. И даже если уходит. С одними сотрудниками прощаются плохо, и они уходят плохо, и их никогда в компании не вспоминают хорошо. Но есть сотрудники, которые после своего ухода приводят клиентов, приводят своих знакомых и т.д. И то, что мы вложили в них когда-то, возвращается.<BR>Возвращаются ли внешние социальные вложения? Вот я бы здесь пока процент занизил. Владимир Маркетов сказал сегодня -- 1%. Но у него один бизнес, у нас другой бизнес -- консалтинг. Здесь важна публичность компании, публичность ее лидеров. Те вещи, которые они делают, наверное, более наглядны.<BR><BR>Александр Снетков:<BR>Перед законом мы все равны независимо от того, занимаемся мы благотворительностью или не занимаемся. Нарушил -- должен отвечать.<BR>И, наверное, будут улицы убраны, и все будет нормально.<BR>Те деньги, которые мы даем, наверное, должны быть организованы в каких-то программах. И тогда это будет приносить вклад, который можно оценивать. Это то подрастающее поколение, которое завтра вырастет. Может быть, они не будут шляться по улицам и не будут лет через 40 бить морду тому старичку, который был раньше руководителем сильной охранной структуры.<BR><BR>Александр Сылко:<BR>Умный предприниматель думает о бизнесе. Когда мы начинали свой бизнес, мы тоже тонко его строили и строим до сих пор. Выверяем любую благотворительную акцию, которую мы проводим. Есть ли там информационный повод?<BR>Интересна ли она тем, для кого мы это делаем? И в то же время тем, кто нам дает деньги? Потому что мы для них, можно сказать, "пиарим" акцию. То есть занимаемся таким же бизнесом, как и любая другая компания, иначе мы бы давно уже развалились.<BR>Потом придет понимание. Каждый бизнесмен должен думать о том, что вот это общество он строит сам. И как он его построит, насколько он в него вложится -- как в образование детей, в свое здоровье, точно так же и в это общество, -- так оно ему и ответит, в принципе. То есть уже даже чувство самосохранения должно подсказать: помогай обществу.<BR><BR><BR>Проводя опрос, мы сталкивались с таким мнением, что у нас цены выше, потому что часть мы тратим на благотворительность. Так что реакция части общества на это противоречивая; иногда хочется промолчать о сделанном.<BR><BR>Корпоративная ответственность имеет очень много аспектов. Это, конечно же, и ответственность перед своим потребителем.<BR><BR>И, конечно же, очень важный аспект -- это забота об обществе. Это тоже корпоративная ответственность, и мы уделяем этому огромное внимание. Как здесь выражается связь с внутренней корпоративной культурой? Наверное, все-таки легче работать в компании, где эти традиции уже давно развиты.<BR><BR>Материальная помощь -- это одно. Но вопросы материальной помощи решает директор, собственник. А иногда сам сотрудник приходит и говорит: "Давайте мы эту клиенту окажем услугу бесплатно". Он же понимает, что он зарплату с этого не получит.<BR><BR>И когда люди собираются не для того, чтобы заработать денег, а чтобы помочь ближнему, помочь близким погибшего, помочь сделать благое дело, -- вот в этом крепнет организация.<BR><BR>Я думаю, у каждого человека есть понятие "семья". Семья -- это моя мать, отец, дед, бабушка, дети.<BR>И в этой ситуации я, уходя на работу, несу ответственность перед этой семьей.<BR><BR>Мы здесь все -- бизнесмены, и несмотря на то что все мы правильно и хорошо считаем, выбирая из двух компаний одну, мы выбираем ту, с которой нам еще и приятнее работать, в которой более симпатичный руководитель.<BR><BR>Я больше скажу: мы никогда абсолютно не связываем нашу благотворительность и какое-то продвижение торговых марок.<BR><BR>Я все пыталась придумать, как бы ответить так, почему мы этим занимаемся, чтобы это не очень пафосно звучало. Но когда компания существует много лет и много лет занимается благотворительной деятельностью, она занимается этим просто потому, что она должна этим заниматься.<BR><BR>Чем жестче будет поставлена система закона, тем меньше будет в нашем государстве каких-то провалов в социальной жизни, в социальных вопросах.<BR><BR>Нельзя требовать от бизнесменов, чтобы они, допустим, на 50% были социально ориентированными. Но пусть они будут сейчас, в начале пути, хотя бы 5% своего рабочего времени задумываться на эту тему.<BR>