Европейские "зеленые" нагонят в Ленобласть "стреляющих" туристов

Ужесточение европейского законодательства, касающегося охоты на животных, ведет к активному развитию этого вида туристического бизнеса в Ленобласти.

<BR><BR>Ужесточение европейского законодательства, касающегося охоты на животных, ведет к активному развитию этого вида туристического бизнеса в Ленобласти.<BR><BR>В разных частях Северо-Западного региона стало открываться все больше охотничих хозяйств, ориентированных на туристов из Англии, Америки, других развитых государств, где сильны позиции "зеленых".<BR>Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза предприятий туристской индустрии, полагает, что охотничье направление туризма сейчас активно развивается и те охотники и рыболовы, которые раньше предпочитали заграничные туры, теперь обращают свое внимание на Ленобласть. "Природа нашей страны как нельзя лучше подходит для этого бизнеса, однако уровень предоставляемого сервиса не выдерживает никаких стандартов. Например, американцы сейчас активно вкладываются в рыбное хозяйство на Кольском полуострове. Они получили землеотводы и строят там современные кемпинги. Путевка на такую рыбалку стоит до $10 тысяч".<BR><BR><B>А-ля рюсс</B><BR>Компания ООО "Ранчо" собирается построить два охотничих комплекса-отеля на участке площадью 3 га в Лодейнопольском районе.<BR>Основной деятельностью компании (основанной в 1995 году) является продажа свежемороженого мяса. В 2000 году компания заключила договор на аренду и использование охотугодий в Лужском и Лодейнопольском районах, а также приобрела недостроенную базу областного общества охотников. Сегодня на территории у озера компания собирается построить большой туристический комплекс для охотников, который будет включать и два мини-отеля с элементами SPA, баней и другими развлечениями.<BR>"Охота в Ленобласти пользуется большой популярностью, особенно среди иностранцев. Однако нигде нет соответствующего сервиса. Мы намерены создать современный комплекс европейского уровня, но с элементами русского быта", -- говорит Наталья Червонная, генеральный директор ООО "Ранчо".<BR>По ее словам, компания готова вложить в проект около $600 тыс. Общий объем финансирования достигает $1 млн. С целью привлечь инвестиции в проект компания в настоящее время ведет переговоры с английскими предпринимателями. В Англии очень распространена охота на фазанов, но сейчас "зеленые" продвигают закон, который запрещает разводить этих птиц, чтобы потом убивать таким способом. В результате охотничий бизнес может полностью исчезнуть.<BR>Именно поэтому иностранцы обратили свое внимание на другие регионы, в частности Западную Европу и Россию.<BR>Комплекс будет иметь небольшую вместимость (около 40 человек в день), но он будет оснащен всей необходимой инфраструктурой и дополнительными развлечениями. Планируется закупить снегоходы, водные лыжи, коней. "Ранчо" планирует окупить проект за 3-5 лет.<BR><BR><B>Затратная охота</B><BR>Всего в Ленинградской области насчитывается около 26 охотничих хозяйств. Однако современных сегодня практически нет. Почувствовав острый интерес со стороны иностранцев, многие охотничьи хозяйства думают о расширении своей деятельности. Так, Андрей Мужичук, президент клуба охотников и рыболовов "Возрождение", подал заявку на строительство спортивных охотно-рыболовных баз на территории, подведомственной его клубу, составляющей около 142 тыс. га в Гатчинском районе.<BR>"Ленобласть может легко предоставить для иностранцев возможность охотиться, но не в состоянии предоставить высокий уровень сервиса, нормальные условия проживания. Кроме того, чтобы получить землю в аренду, охотпользователь обязан заниматься ее благоустройством. Многие сегодня не готовы это делать: могут пользоваться, но не развивать и сохранять", -- говорит он.<BR>В прошлом году Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура через арбитражный суд признала недействительными 10 распоряжений губернатора Ленобласти о предоставлении территорий для ведения охотничего хозяйства. Тогда поводом для вмешательства прокуратуры послужило отсутствие документов о проведении государственной экологической экспертизы земель. Сегодня Андрей Мужичук говорит о новом "переделе охотугодий".<BR>Развести,<BR><B>чтобы убить</B><BR>В последнее время правительство Ленобласти обратило серьезное внимание на проблему защиты лесов на своей территории. Для того, чтобы получить лесной участок, охотпользователь заключает договор, в соответствии с которым он обязан вкладывать определенное количество средств в развитие своей территории: подкормку дичи, охрану природы, содержание егерей и т.д. А чтобы зарабатывать на туристах-<BR>охотниках, нужно еще и вкладываться в размножение дичи.<BR>По словам Леонида Яковлева, начальника Кингисеппского охотоотдела, иностранцы проявляют большой интерес в охоте во всех районах Ленобласти. Несмотря на то что для иностранцев охота стоит дороже, чем для русских (например, для них обязательно сопровождение егерей), за границей она несоизмеримо дороже. Сегодня иностранный турист-охотник платит не только за обслуживание, но и за трофей. Поскольку плотность дичи в области достаточно низка, договор заключается заранее на определенное количество птиц или животных. Однако Леонид Яковлев прогнозирует с развитием охотничьего бизнеса увеличение цен.<BR>Руководство ООО "Ранчо" отмечает, что разведение дичи для охоты -- достаточно затратный процесс. Разведением дичи компания занялась в 2001 году. Была выпущена первая партия фазанов: 300 штук в Лодейном Поле и 150 штук в Лужском районе, где осталось около десятка птиц. В Лодейном поле они вообще не прижились. Поэтому сейчас компания вынуждена искусственно разводить фазанов в Лужском районе, а необходимое количество перевозить для охоты во второй район. По оценке Леонида Яковлева, для разведения, например, десятка глухарей необходимо вложить тысячи долларов.<BR>По мнению самих охотничих хозяйств, основная проблема в развитии этого бизнеса заключается в том, что сегодня на туристах, занимающихся охотой в Ленобласти, зарабатывают в основном петербургские турфирмы. "Этим видом туристического бизнеса занимаются фирмы, которые сами не имеют охотничих угодий. Таким образом, только 30% прибыли попадает в район, остальное остается у турфирмы", -- говорит Андрей Мужичук. Ситуация должна измениться, когда сами охотпользователи будут заниматься привлечением туриста, а заработанные деньги вкладывать в развитие своих территорий.<BR>Сергей Корнеев опровергает мнение, что турфирмы забирают себе всю прибыль от этой деятельности. "Для любителей -- охотников и рыболовов важно получить минимальный набор услуг, например, обеспечение безопасности, охрану машины и т.д. Турфирмы, организуя такие туры, берутся не только доставить человека в определенное место, но и обеспечить ему достойный уровень отдыха. Если охотничьи хозяйства не могут предоставить соответствующий уровень сервиса, то они и не должны рассчитывать на прибыль. Турфирмы тратят значительные средства на доставку туристов, составление баз данных, рекламу этих охотничих баз. Надо, чтобы они работали сообща: турфирмы, которые могут раскручивать этот бизнес, и охотхозяйства, которые знают специфику местности. Кроме того, к развитию этой сферы надо привлекать правительство Ленинградской области. Например, мы предлагали им создать туристско-рекреационные зоны на территории области, чтобы они имели особенный правовой статус, но пока поддержки не нашли".