Надземный экспресс "смазывает колеса"

В конце февраля в Петербург планируется визит Патриса Пеллетье, президента канадской компании Bombardier transportation.

<BR><BR>В конце февраля в Петербург планируется визит Патриса Пеллетье, президента канадской компании Bombardier transportation.<BR><BR>Результатом переговоров с администрацией города должно стать подписание контракта на реализацию в Петербурге проекта "Надземный экспресс".<BR>Чтобы его заключить, компания даже готова пойти на какие-то издержки. Поскольку менеджмент Bombardier хочет в Петербурге "обкатать" проект, пригодный не только для других регионов России, но и для европейских городов, имеющих транспортные проблемы. Об этом вчера сообщил Лев Румянцев, пресс-секретарь ЗАО "Холдинговая компания "Морпортсервис-Евротранссервис".<BR>Эта компания вместе с ЗАО "Ленпромтранспроект" и ЗАО "Нева-Ремстрой" стала соучредителем ЗАО "Надземный экспресс". Участие города в новой компании в качестве акционера согласно Распоряжению губернатора Петербурга №232 от 23.02.01 "О разработке программы развития в Санкт-Петербурге скоростного внеуличного пассажирского транспорта до 2015 года" не предусмотрено.<BR>ЗАО "Надземный экспресс" станет собственником нового вида транспорта, эта же компания будет устанавливать и стоимость проезда. На период окупаемости проекта (10-11 лет) цена билета на проезд составит $0,15-0,20 (в расчете на сегодня -- это около 15 рублей).<BR>Расходы на строительство участка трассы составят, по предварительным подсчетам, $106,6 млн. Администрация города заключит с ЗАО договор, в котором будут оговорены социальная функция нового транспорта и стоимость проезда. Финансирование строительства будет вестись за счет кредитов немецких банков. У канадской компании Bombardier ЗАО "Надземный экспресс" купит восемь сочлененных вагонов.<BR>Решение о создании нового вида пассажирского транспорта "Надземный экспресс" было принято администрацией Петербурга в 1998 году. Бизнес-план проекта был одобрен осенью 2000 года. Первая линия нового транспорта должна появиться в Петербурге к 2003 году. "Надземному экспрессу" уготована роль альтернативы метрополитену.<BR>Дело в том, что Постановление Правительства Российской Федерации №1433-р от 12.10.2000 "О программе строительства метрополитенов в Российской Федерации" сокращает долю участия федерального бюджета при строительстве метрополитенов с 50 до 20%.<BR>Таким образом, администрации Петербурга не приходится рассчитывать на то, что этот вид транспорта в ближайшие годы будет развиваться.<BR>С наземными перевозками в городе тоже проблемы: улицы города и так перегружены транспортом, а потому требуется выходить "на третий уровень". Тогда как прокладка эстакадных магистралей в несколько раз дешевле подземной проходки. По мнению разработчиков проекта надземного экспресса, для населения юго-запада города этот вид транспорта будет удобен, так как трасса соединит станции "Проспект Ветеранов", "Звездная" и "Обухово".<BR>Например, добраться из Сосновой Поляны в Обухово можно будет примерно за 20 минут, на что сейчас уходит около 1,5 часа.<BR>Однако пока расположения со стороны жителей, дома которых находятся в непосредственной близости от будущей трассы, этот проект не заслужил.<BR>Больше всего нареканий с их стороны к проекту строительства надземного пешеходного перехода на остановке экспрессов у станции метро "Проспект Ветеранов". Этот переход будет представлять собой стеклянный комплекс высотой 12 м. По мнению некоторых жителей микрорайона, в подобном комплексе (с торговым центром, рестораном, игорными заведениями) просто нет необходимости.<BR><BR>Длина первого участка трассы составит 21 км. На трассе общей протяженностью чуть больше 20 км запланировано 15 остановок.<BR>Согласно планам, она будет начинаться от улицы Пионерстроя, проходить рядом со станцией метро "Проспект Ветеранов", мимо железнодорожных платформ "Дачное" и "Предпортовая", Дунайского проспекта, станции метро "Обухово". Трасса пересечет три линии метро и три железнодорожные ветки. Ориентировочно срок ввода в эксплуатацию Южного полукольца -- 2005 год. В дальнейшем планируется строительство Северного полукольца и их соединение.<BR>Новый вид транспорта будет представлять собой своеобразную железную дорогу, проходящую по эстакаде высотой от 5 м и выше над землей (в зависимости от городской инфраструктуры). По дороге будут передвигаться облегченные составы в два-четыре вагона со средней скоростью 35-40 км/час.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>На Западе активно обсуждают технологии, которым в России не суждено появиться еще несколько десятилетий. О некоторых проектах рассказали участники конференции "Организация и безопасность дорожного движения", которая проходила в Петербурге.<BR><BR>Джон Гринхем, ведущий специалист английской компании Advanced Transport Systems:<BR>"Монорельсовый проект компании под названием ULTra (Urban Light Transport) впервые будет реализован в 2004 году. Новую транспортную сеть построят неподалеку от Бристоля в городе Кардифф. ULTra -- это одна из форм персонального скоростного транспорта. По сути, это монорельсовая дорога, по которой движутся небольшие полностью автоматизированные вагонетки -- наземное метро, только без машинистов и, собственно, поездов. Похожие на капсулы небольшие вагонетки, рассчитанные на несколько человек, будут двигаться по монорельсу со скоростью 25 км/час. Проект ULTra, который еще называют "такси без водителя", мы разрабатывали совместно со специалистами из Бристольского университета. Примечательно то, что ULTra не портит архитектурный облик городских улиц.<BR>Движение каждой "капсулы" будет контролироваться центральной системой посредством всевозможных датчиков. Посадка-высадка пассажиров будет осуществляться на специальных станциях. "Капсулы" не останавливаются на главной трассе, а подъезжают к станциям по отдельным путям. При входе пассажир должен будет вставить в "приемник" смарт-карту, на которой и будет обозначен маршрут его поездки. Возможно, посредством этой карты будет производиться и оплата за проезд (тариф такой же, как и за проезд в автобусе).<BR>Система предназначена исключительно для городов и не заменит автобусы и автомобили, а станет лишь дополнением к существующим видам общественного транспорта. Однако ожидается, что интенсивность транспортных потоков на обычных магистралях заметно снизится".<BR><BR>Рекс Лорендс, представитель новозеландской фирмы Igerty:<BR>"Наша компания производит гибридный (электромотор+двигатель внутреннего сгорания) транспорт. В городе Крайстчерч (Новая Зеландия) уже нашли практическое применение гибридные автобусы нашей фирмы.<BR>Эти автобусы используются для челночных поездок в торговый центр города. Их эксплуатация началась в 1999 году. Они меньше загрязняют воздух и меньше шумят, ради этого их и начали применять. Однако оказалось, что их использование дает и другие преимущества. В частности, оказалось, что в торговом центре Крайстчерча, который терял свою популярность из-за трудностей в конкуренции с зелеными окраинами, начался период оживления.<BR>В эксплуатацию было введено три гибридных автобуса-челнока, каждый из которых помимо водителя вмещал 37 пассажиров (20 мест сидячих, 16 стоячих и одно место для инвалида на коляске). Каждый автобус проходит в день обычно 90-150 км. Длина маршрута 4,5 км, на маршруте 22 остановки. Как правило, автобус работает 14-19 часов в сутки. Вечером маршрут удлиняется. Автобусы ходят с интервалами 10 минут днем и 15 минут вечером, но в субботние вечера они ходят чаще. Источником электроэнергии служат аккумуляторы с водяным охлаждением, в качестве электролита используется твердый гель. Автобусы рассчитаны на максимальную скорость 80 км/ч и среднюю 22 км/ч, максимальный суточный пробег -- 340 км. При этом обеспечивается практически нулевой выхлоп".