Рынок электричества имитировал свободуI

Вчера, 14 января, возобновились имитационные торги на оптовом рынке электроэнергии. Ожидаемому переходу на реальные торги помешало отсутствие законодательной базы.

<BR><BR>Вчера, 14 января, возобновились имитационные торги на оптовом рынке электроэнергии. Ожидаемому переходу на реальные торги помешало отсутствие законодательной базы.<BR><BR>Об этом заявили вчера председатель правления некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (АТС) Дмитрий Пономарев и председатель правления ОАО "Системный оператор-Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" (СО-ЦДУ) Виктор Паули.<BR>По их словам, центральные и региональные структуры энергетического рынка, в принципе, готовы к переходу на систему конкурентной продажи электричества. Это показал опыт т.н. имитационных торгов, моделирующих ежедневные продажи электроэнергии по ценам, складывающимся на основе аукциона заявок участников рынка.<BR>СО-ЦДУ и АТС начали проводить имитационные торги в ноябре 2002 года. Этому предшестовало тестирование всех технических систем, регламентов, программных комплексов, аппаратных средств, методик и т.д. Торги проводятся в "секторе 5-15", то есть объемы продаж находятся в пределах от 5 до 15% объема генерации каждого поставщика электроэнергии.<BR>Общее количество заявок на участие в имитационных торгах составило более 130, а с учетом консолидированных потребителей -- более 180. Торги были приостановлены 30 декабря из-за праздников и возобновились вчера. "Это никак не сказалось на активности участников", -- отметил Дмитрий Пономарев. <BR>Как уверяли оба председателя правлений, недостатка в предложениях они не испытывают: "Судя по заявкам, объемы предложений достигают 10% от общей потребляемой электроэнергии на Европейской части России". Тем не менее, как признался Дмитрий Пономарев, при приеме заявок они закрывали глаза на некоторые моменты технического оснащения соискателей, но при переходе в режим реальных торгов требования к технической базе и системе коммерческого учета будут ужесточены. В АТС это объясняют нежеланием столкнуться с ситуацией, когда допущенный к реальным торгам соискатель элементарно окажется неспособным работать в таком режиме.<BR><BR><B>Дума помешала</B><BR>Согласно планам реформирования РАО "ЕЭС России", до 2004 г. на рынке одновременно будут действовать две системы: торговли и расчетов за электроэнергию по регулируемым государством ценам (регулируемый сектор) и торговли и расчетов по свободным ценам, технология работы которых и отрабатывалась на имитационных торгах.<BR>Реальные торги должны были начаться в январе 2003 года (назывались сначало 1, затем 15 января). Намечая эти сроки, руководство РАО "ЕЭС России" предполагало, что Государственная дума РФ примет на осенней сессии пакет законопроектов по реформе электроэнергетики. Однако этого не произошло -- законопроекты с грехом пополам прошли первое чтение (см. "ДП" №233/02, www.dp.ru). Теоретически Правительство РФ может попытаться запустить торги своим постановлением (нынешняя законодательная база это позволяет). Но вряд ли кабинет министров решит дразнить депутатов ГД по столь щекотливому вопросу.<BR>По словам Дмитрия Пономарева, возможно два сценария развития событий: если нижняя палата парламента быстро принимает пакет, это фактически развяжет руки продавцам электроэнергии и ее потребителям. В противном случае энергетикам придется искать выход из положения уже вместе с Федеральной энергетической комиссией (ФЭК).<BR>Вопрос с ограничением доли конкурентного рынка 15% также зависит от Белого дома. Повышать ли этот порог или вовсе полностью либерализовывать рынок -- будут решать чиновники. Впрочем, как считает Дмитрий Пономарев, естественным ограничителем для желающих участвовать в реальных торгах станет опять же техническое оснащение соискателей.<BR><BR><B>Будущее туманно</B><BR>Петербургские участники процесса располагают скудной информацией о том, как будет действовать новая схема продаж электричества в регионе. "На имитационных торгах отрабатывалась технология работы. Она будет отрабатываться и в дальнейшем. Есть рабочие вопросы, они решаются, -- пояснил Василий Синянский, директор Северо-Западного филиала СО-ЦДУ. -- Начало реальных торгов, конечно, зависит от принятия законов. Хотя есть два уровня работы -- можно действовать на том, для которого достаточно подзаконной нормативной базы: постановлений Правительства, приказов ОАО и т.д.".<BR>Первый заместитель председателя Региональной энергетической комиссии СПб Анатолий Карпов считает самодеятельность энергетиков довольно опасной.<BR>"РАО "ЕЭС" пытается ввести "свободный рынок" самостоятельно, без наличия нормативных документов, правительственных решений на эту тему. Но ведь так не бывает: сначала нужно принять "правила дорожного движения", а потом выдавать "права", по которым могут ездить водители", -- говорит он.<BR>Крупнейший в регионе производитель электричества -- Ленинградская атомная электростанция сейчас входит в состав ОАО "Росэнергоатом" и самостоятельно энергию не продает. Крупнейшие потребители же, похоже, не задумывались о том, что может принести свободный энергетический рынок. В пресс-службе ГУП "Ленсвет" корреспонденту "ДП" сообщили, что предприятие не намерено участвовать в энергетических аукционах, поскольку получает электричество по твердым тарифам. В руководстве ЗАО "Петроэлектросбыт" также не считают, что новая система затронет их работу, по крайней мере на первом этапе внедрения.<BR><BR><B>Цены неизвестны</B><BR>Имитационные торги при всей их успешности не могли показать главного для потребителей и продавцов -- тенденций изменения цены в конкурентном сегменте рынка. Нынешние участники, во-первых, не несут никакой финансовой ответственности за свои действия, а во-вторых, не предпринимают долговременных стратегических ценовых манипуляций. Руководство АТС и СО-ЦДУ прогнозирует, что цены в конкурентном секторе будут не выше тарифа для крупного потребителя на розничном рынке, поставщикам будет выгодно участвовать в свободном секторе из-за маржинального ценообразования. Они также обещают решить проблему ликвидации перекрестного субсидирования и выпадающих доходов АО-энерго, так как крупные игроки не выйдут в свободный сектор более чем на 30%.