Юбилей и морозы пугают судовладельцев простоями

Туристическая привлекательность водных объектов Петербурга может создать новые проблемы для грузоперевозчиков, использующих Неву как часть Волго-Балтийского водного пути.

<BR><BR>Туристическая привлекательность водных объектов Петербурга может создать новые проблемы для грузоперевозчиков, использующих Неву как часть Волго-Балтийского водного пути.<BR>В связи с тем, что пассажирские суда имеют приоритет по проходу через мосты и шлюзы перед грузовыми судами, рост пассажирских перевозок угрожает увеличить сроки прохода грузовых судов. Ожидается, что в связи с юбилейными торжествами пассажирские перевозки значительно вырастут.<BR>И судовладельцы, осуществляющие перевозки грузов, серьезно обеспокоены предстоящей летней навигацией на Волго-Балте.<BR>По словам Петра Разумова, генерального директора компании "Вижн Флот", уже в эту летнюю навигацию (в 2002 году) отмечался значительный рост пассажирских перевозок, и это сказалось на увеличении сроков шлюзования грузовых судов, так как пассажирские пароходы имеют приоритет при одновременном шлюзовании. В результате в среднем простой грузовых судов на шлюзе составил около 4 часов. Грузовое судно за рейс теряет как минимум 8 часов на пропуск пассажирских судов.<BR>Как пояснил Петр Разумов, за простой пассажирских судов предусмотрены штрафные санкции к ГУ "Волгобалт", в то время как за простой грузового судна таких санкций нет.<BR>При этом генеральный директор заметил, что ежегодно через Петербург на экспорт поставляется 4 млн тонн мазута, задержки же прохождения судов по Волго-Балту могут привести к задержкам загрузки танкера, на который осуществляется перевалка нефтепродуктов, а простой танкера оценивается в $50-70 тыс. в сутки.<BR>И тем не менее компания "Вижн Флот" в 2003 году планирует увеличить объем грузоперевозок на 25%, до 1,5 млн т, однако, отметил Петр Разумов, во многом этот показатель будет зависеть от графика движения судов и скорости их прохождения по Волго-Балтийскому водному пути.<BR><BR><B>Лед в помощь</B><BR>Усугубить ситуацию с грузоперевозками по Волго-Балту может и погода. По прогнозу экспертов, если сильные морозы возобновятся и все Балтийское море покроется льдом, то процесс освобождения от льда может продлиться до конца мая. Соответственно, это вызовет и перенос сроков летней навигации. В настоящее время ледовая ситуация в Финском заливе и на Балтике продолжает оставаться сложной, отмечают в Морской администрации порта. Потепление даже осложняет ситуацию, так как лед подтаивает и становится вязким, что затрудняет проводку судов. Чтобы ледовая ситуация сколько-нибудь существенно изменилась в лучшую сторону, необходимо, чтобы оттепель продлилась несколько недель.<BR>Пока синоптики обещают, что такая погода продлится до конца недели. Долгосрочные прогнозы предсказывают похолодание в феврале.<BR><BR><B>Редко, но метко</B><BR>Уже сейчас льдом покрыто 200 тысяч квадратных километров акватории Балтийского моря, и существует вероятность, что Балтика может полностью замерзнуть, вплоть до датского архепилага. Уже полностью замерзли Финский и Ботнический заливы, толщина льда там примерно на 20 см больше обычного, она продолжает увеличиваться, в акватории Петербурга уже достигает полуметра.<BR>Толщина льда в Невской губе сейчас составляет 50-60 см, в Выборгской -- 35-50 см, в Невском канале -- до 1 м. Согласно статистике, такая ситуация повторяется примерно раз в 50 лет, предыдущий раз она наблюдалось в зиму 1947-48 годов.<BR>Расстояние ледовой проводки судов от порта Петербурга до открытой воды достигло 250 миль. Кроме увеличения времени проводки судов морская администрация порта была вынуждена ввести запрет на заход в порт маломощных судов, не приспособленных к плаванию во льдах.<BR>Сложность при обработке судов в порту привела к скоплению вагонов на подходных путях. Тяжелая ситуация складывается и в портах Финляндии, Эстонии, Латвии. По словам работников петербургского порта, в Таллине и Риге обсуждают вопрос о возможности полного закрытия навигации до весны. Тем не менее Эстония ведет переговоры об аренде мощного ледокола.<BR>От финского города Кеми до свободной воды надо пройти 450 километров, обычно же требовалось преодолеть 130.<BR>Это может привести к тому, что Финляндия будет испытывать серьезные перебои с поставками угля, нефти, а также с поставками продовольственных грузов, поскольку товары в страну в основном завозят по морю.<BR>Так как значительный объем импортных грузов в Петербург приходит из Финляндии, эта ситуация может отразиться и на российском рынке потребительских товаров, особенно на Северо-Западе.