Грузоотправители несут убытки

Тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе вызвала значительную задержку в доставке импортных и экспортных грузов через порты региона.

<BR><BR>Тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе вызвала значительную задержку в доставке импортных и экспортных грузов через порты региона.<BR><BR>По оценкам специалистов ФГУ "Госмет", нынешняя зима претендует на звание самой суровой за последние 50 лет. Холодная погода, установившаяся в декабре 2002 года, привела к образованию мощного ледового покрова в акватории Финского залива. От порта Петербург до острова Гогланд образовался припайный неподвижный лед толщиной до 50 см, местами до 1,2 м. Западнее острова Гогланд располагается дрейфующий лед толщиной 20-45 см. Проводку судов обеспечивают два линейных ледокола арктического класса "Ермак" (25 тыс. л. с.) и "Капитан Сорокин" (22 тыс. л. с.), один ледокол субарктического класса "Мудьюг" (10 тыс. л. с), пять портовых ледоколов -- "Семен Дежнев", "Иван Крузенштерн", "Капитан Зарубин", "Капитан Плахин", "Капитан Измайлов".<BR><BR><B>МАП борется со стихией</B><BR>И все же в связи с ухудшением ледовой обстановки в петербургском порту с 13 января штабом ледовых операций морской администрации порта Петербург введен запрет на вход в Невскую гавань транспортных судов малой мощности и тоннажа. Данное ограничение предусматривает разрешение на проход в порт судам мощностью не менее 3,5 тыс. л. с., имеющих ледовый класс не менее "Л2". Как пояснили в Морской администрации порта Петербург (МАП), маломощные суда не могут самостоятельно перемещаться с караваном судов. Теперь грузоотправителям придется фрахтовать более дорогие и мощные суда, а не поднимать панику из-за веденного запрета, заметил капитан порта Приморск Михаил Кочкин.<BR>В первых числах января тяжелая ледовая обстановка и большое количество судов стали причиной длительного ожидания ледокольного обеспечения.<BR>На внутренней акватории порта ледовая обстановка также тяжелее обычного. Толщина битого льда достигает 1,6 м. Практически все суда не могут выполнить швартовые операции без помощи буксиров. Время одной швартовой операции занимает от 3 до 6 часов.<BR>Несмотря на тяжелые метеорологические и ледовые условия, ледокольный флот порта позволил обеспечить транспортный процесс в порту. За 8 дней нового 2003 года введено 54 судна и выведено 73 судна, выполнено 93 перешвартовки. Время проводки караванов судов от кромки льда до Санкт-Петербургского приемного буя составляет от 28 до 36 часов, а затем ввод каравана в порт по каналу -- еще 10-16 часов.<BR><BR><B>В любом случае убытки будут</B><BR>Однако судоходным компаниям придется подсчитывать убытки. По словам Юрия Арсентьева, заместителя начальника управления эксплуатации флота ОАО "Северное морское пароходство" (СМП, Архангельск), сейчас в Петербургском порту находятся три судна компании. Убытки от простоя одного линейного судна оцениваются примерно в $3 тыс. в сутки, транзитного теплохода -- в $4 тыс. К примеру, трамповый теплоход, зафрахтованный компанией под транспортировку удобрений, "Иоган Махмастол" усиленного ледового класса двигался от кромки льда к причалу со 2 по 9 января.<BR>Октябрьская железная дорога (ОЖД) также была вынуждена отреагировать на сложную ситуацию в петербургском порту. По информации центра общественных связей и рекламы ОЖД, в связи с кризисной ситуацией с выгрузкой железнодорожных вагонов в портах Петербурга и Ленинградской области Министерством путей сообщения введены конвенционные запреты. А именно, с 6 по 15 января приостановлена поставка цветных металлов в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", с 5 по 14 января -- на минеральные удобрения, с 5 по 14 января -- на уголь по станции Ерунаково (Западно-Сибирская ж. д.) в адрес порта ЗАО "Высоцк". Такие непопулярные меры были предприняты ОЖД в связи с простоем на станциях более 7 тыс. грузовых вагонов. По состоянию на четверг около 6 тыс. вагонов с грузами скопилось на подходах в порт Петербурга, и более 1,2 тыс. -- на подходах к порту Высоцк. Ежесуточные убытки ОЖД из-за простоя вагонов составляют около 70 млн руб. По мере развития ситуации ОЖД 14-15 января намерена вновь рассмотреть вопрос на предмет пролонгации или снятия конвенционных запретов.<BR>"В течение первой недели января идет превышение плановых показателей среднесуточной выгрузки вагонов в порту на 20%, в ближайшие 3-4 дня ситуация, связанная со скоплением вагонов с грузом, нормализуется", -- говорит Евгений Корюшкин, директор по координации операций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". С 1 по 10 января группой компаний обработано 6950 вагонов. Среднесуточная выгрузка составила 631 вагон при нормативе выгрузки 626 вагонов.<BR>Основной причиной сложившейся в порту ситуации, по мнению Евгения Корюшкина, являются сверхнормативные отправки грузов в конце декабря прошлого года, связанные с повышением железнодорожных тарифов на транспортировку грузов на 12% с января текущего года. Кроме того, на работе порта в части разгрузки вагонов сказывается также тяжелая ледовая обстановка в акватории порта, осложнившая проводку судов в порт под погрузку.<BR>В ожидании ледокольной проводки на подходах к Большому порту Петербург стоит более 90 судов.<BR><BR><B>Промерз не только Петербург</B><BR>Как сообщил Михаил Кочкин, капитан порта Приморск, несмотря на сложную ледовую обстановку (толщина льда достигает 45-50 см, кромка льда находится на расстоянии 40-50 миль), нефтеналивной порт работает в нормальном режиме. Проводку судов к причалам нефтяного порта осуществляют два ледокола -- "Капитан Сорокин" и "Ермак".<BR>По словам Михаила Кочкина, за первые 10 дней января Приморский порт произвел загрузку пяти танкеров, отгрузив 440,317 тыс. т нефти. Сейчас ведется загрузка шестого танкера "Тампере", на подходе в ожидании ледокольной проводки еще один танкер "Палве".<BR>В Рижском и Таллинском порту сейчас также отмечается сложная ледовая обстановка. К примеру, сейчас руководство Таллинского порта ведет активную проработку вопроса привлечения к работе в порту еще одного ледокола. По информации специалистов, ставка аренды ледокола составляет в около $50 тыс. в сутки.<BR>В порту Вентспилс корреспонденту "ДП" сообщили, что порт не испытывает ледовых проблем. Там практически нет льда, и суда, заходящие в порт, не нуждаются в ледовой проводке.<BR>Однако прогнозы ученых относительно дальнейшего развития ситуации хоть и разнятся, но все же не оптимистичны. Так, в частности, по прогнозу ученого Ари Сейня из Морского исследовательского центра Финляндии, в этом году Балтийское море может замерзнуть полностью, однако эстонские ученые, как пишет Eesti Paevaleht, в такую возможность не верят.<BR>В последний раз Балтика замерзала на всем протяжении зимой 1946-1947 года. "Предпосылки к этому, конечно, есть, но, если придет теплая волна, все изменится", -- говорит ученый Института исследования морских систем Таллинского технического университета Тармо Кыутс. По его мнению, очень маловероятно, что Балтийское море замерзнет в этом году полностью. Он напомнил, что и в прошлом году были все предпосылки для замерзания, но волна тепла под Новый год не дала образоваться такому льду. Синоптик Института метеорологии и гидрологии Тайми Пальяк поясняет, что нынешняя ледовая обстановка вызвана двумя причинами -- во-первых, с середины сентября средняя температура была ниже обычной, во-вторых, не было осенних штормов, а поэтому море охлаждалось равномернее и быстрее.