Кировский завод стал "отцом"

ОАО "Кировский завод" создало две дочерние компании: ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "ПТЗ-инвест" и ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "Петросталь-инвест". Как сообщил "ДП" источник, близкий к руководству предприятия, создание этих структур -

<BR><BR>ОАО "Кировский завод" создало две дочерние компании: ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "ПТЗ-инвест" и ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "Петросталь-инвест". Как сообщил "ДП" источник, близкий к руководству предприятия, создание этих структур -- первое проявление новой стратегической программы Кировского завода.<BR>Если в 90-х годах завод ставил перед собой задачу выжить в сложных экономических условиях и сохранить основные направления производства, в начале нового века -- увеличить производительность труда, то теперь главной задачей на повестке дня становится увеличение капитализации компании.<BR>Пока созданные при двух основных дочерних производствах завода -- ЗАО "Петросталь" и ЗАО "Петербургский тракторный завод" (ПТЗ) инвестиционные финансовые компании будут служить лишь для того, чтобы держать на своем балансе акции Кировского завода.<BR>Как следует из официального сообщения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, "Петросталь-инвест" уже стала собственником 14,99% акций Кировского завода, ранее принадлежавших "Петростали". А уже в ближайшее время 4,61% акций Кировского завода, принадлежащие ПТЗ, будут переоформлены на "ПТЗ-инвест".<BR>Однако в будущем, скорее всего, на плечи именно этих инвестиционных финансовых компаний должна лечь задача по масштабному увеличению капитализации Кировского завода. Как за счет привлечения стратегических инвесторов, в том числе и зарубежных, так и за счет активного выхода на российский фондовый рынок.<BR>Таким образом, руководство Кировского завода видоизменило процесс реструктуризации дочерних компаний, старт которой был дан в 2001 году (см. "ДП" 93/01, №87/02, www.dp.ru). До сих пор он сводился к ликвидации или продаже нерентабельных дочерних обществ.<BR><BR>С 20 до 15<BR>В 2001 году по плану реструктуризации Кировский завод сократил количество промышленных дочерних предприятий с 20 до 15.<BR>По итогам этого сокращения в интервью "ДП" генеральный директор ОАО "Кировский завод" Петр Семененко заявил следующее: "Каждый период ставит свои задачи. Сначала нужно было создать дочерние структуры и вырастить менеджеров. Тогда каждый рвал на себе рубашку и говорил: "Дайте мне!" И мы максимально давали, и появилось много таких структур. Но совершенно ясно, что некоторые просто погибли. Мы этот процесс не сдерживаем. Когда гибнет структура, это не значит, что мы выбрасываем на улицу этих рабочих. Мы их просто переводим в более эффективно действующие структуры. Это не значит, что мы этот корпус развалили и на металлолом отдали. Просто данная структура не нашла места на рынке, и ее надо было перепрофилировать. Жизнь и борьба на рынке показали, что укрупнение структур имеет смысл. И такое естественное укрупнение начало происходить. Мы сейчас пришли к 15 дочерним структурам промышленного плана. Например, это "Петросталь", Тракторный завод, Турбинный завод. Это очень мобильно работающие предприятия.<BR>Самая крупная "дочка" дает более 2 млрд рублей, поэтому и для остальных мы будем каждый год поднимать планку. Мы исходим из того, что мы имеем большие резервы по площадям, производственным мощностям. Мы перед нашими "дочками" ставим задачи, особенно в машиностроении, кратного увеличения объемов производства. Металлургия у нас вышла на проектные мощности, и ее резервы выражаются в процентах. А в машиностроении -- там, где вся наша промышленность, в том числе и на Кировском заводе, упала в несколько раз, -- у нас есть еще большие резервы".<BR><BR><B>Все только начинается</B><BR>Официальные представители Кировского завода избегают развернутых комментариев относительно того, для чего созданы новые компании.<BR>"Пока говорить о каких-то конкретных задачах и проектах в связи с созданием двух новых дочерних компаний рано, -- заявил "ДП" Валерий Арцебашев, заместитель начальника экспертно-аналитической службы ОАО "Кировский завод". -- Они только-только зарегистрированы и, образно говоря, еще находятся в юридических пеленках. Что касается других дочерних обществ Кировского завода, то в этом году ни одно из них ликвидировано не было. Так как все наши производственные дочерние компании либо пересекли, либо вплотную приблизились к установленной руководством завода планке по объему продаж в 100 млн рублей в год".<BR>Правда, не став ликвидировать некоторые компании, Кировский завод все же упростил структуру дочерних предприятий. В частности, завод продал 70% принадлежащих ему акций ОАО "Макс-терминал", отвечающего за использование береговой линии, примыкающей к территории завода. Сумма сделки и покупатели акций пока не разглашаются.<BR><BR><B>Экономику -- в массы</B><BR>Тем временем реструктуризация перекинулась и на дочерние общества Кировского завода. Как сообщил вчера "ДП" Александр Крикунов, директор ЗАО "Петербургский тракторный завод", внутренние подразделения завода преобразуются в четыре закрытых акционерных общества, 100% которых будут принадлежать ПТЗ. На базе предприятия создаются ЗАО "Трансмиссия", ЗАО "Металлокон", ЗАО "Гидроагрегат" и ЗАО "Луч".<BR>"Создание этих компаний позволит нашему заводу стать открытой рыночной компанией, бизнес которой будет понятен любому стороннему наблюдателю, -- заявил Александр Крикунов. -- Каждое подразделение будет арендовать у нас средства производства и получит возможность поставлять свою продукцию другим предприятиям страны, зарабатывая таким образом дополнительные средства. При этом цены на продукцию для нашего завода будут поставлены в жесткие рамки, что заставит эти подразделения снижать издержки, активно продвигать свою продукцию на внешнем рынке. Низшее и среднее звено управленцев начнет вплотную заниматься финансовыми вопросами, которые ранее их практически не затрагивали. Теперь же бывший начальник цеха, а ныне генеральный директор новой компании будет напрямую заинтересован в снижении себестоимости продукции".<BR><BR><B>Комментарий консультанта</B><BR>"Крупные корпорации создают новые дочерние структуры по нескольким причинам, -- говорит Юрий Воропаев, генеральный директор ЗАО "Маркетинг. Консалтинг. Дизайн". -- Первой из них является то, что топ-менеджмент компании вырастает в профессиональном плане, что влечет за собой необходимость создания новых структур под конкретных менеджеров. В этом случае создание таких компаний является дополнительным средством мотивации топ-менеджеров предприятия. Второй причиной является наличие у предприятия какой-либо острой проблемы, для разрешения которой и выделяется отдельная структура. Есть проблема со сбытом -- создается торговый дом. Предприятие не удовлетворяют услуги сторонних лизинговых компаний -- создается собственная лизинговая компания. Наконец, третьей причиной может явиться процесс грамотного выстраивания бизнеса, в рамках которого корпорация избавляется от непрофильных активов и укрепляет направления, на которых она наиболее сильна. Это может быть не только вертикальная, но и горизонтальная интеграция -- скажем, когда детали для производства трактора на долгосрочной основе закупаются у конкурента, так как это выгоднее, чем создание аналогичного производства".