00:0018 декабря 200200:00
5просмотров
00:0018 декабря 2002
Московские власти полностью отказались от применения технической соли для борьбы с гололедом. Большинству петербуржцев придется страдать от технической соли и далее.
<BR><BR>Московские власти полностью отказались от применения технической соли для борьбы с гололедом. Большинству петербуржцев придется страдать от технической соли и далее.<BR>Правда, на трети городских территорий техническую соль должна заменить ее пищевая "подруга".<BR><BR>Дмитрий Хомяков,<BR>заведующий кафедрой агроинформатики МГУ:<BR>"В Москве снег за зиму выпадает, в среднем, 50-60 раз. Улучшить технологию уборки снега в городе взялись инженеры института "МосводоканалНИИпроект" совместно с экологами факультета почвоведения МГУ. Вместо небезопасных химических средств мы предложили использовать для плавления снега тепло канализационных стоков.<BR>"МосводоканалНИИпроект" собрал свидетельства негативного воздействия технической соли на экосистему города. Оказалось, что больше всего страдают городские почвы, растительность, реки и водоемы. В них попадают талые стоки, содержащие токсичные соединения, в состав которых входит ион натрия. Именно поэтому мы предлагаем безопасно утилизировать снежную массу на специальных снежных свалках, а не выбрасывать снег в городские реки. Ежегодно в Москве с дорог вывозят около 40 млн м3 снежной массы, которую можно безопасно утилизировать, если ее искусственно расплавить, а затем направить стоки в городскую канализацию.<BR>Но для плавления снега нужна тепловая энергия, а тратить на это природное топливо -- слишком дорого. Специалисты "МосводоканалНИИпроект" нашли рациональное решение проблемы -- использовать тепло канализационных стоков, образующихся в коммунальном хозяйстве и на промышленных предприятиях. Объем стоков, поступающих в городскую канализацию, при добавлении снега возрастет менее чем на 2%. Расчеты показали, что содержание токсических веществ в канализационных стоках также увеличится незначительно, при этом они будут надежно очищены на городских станциях аэрации. В большинстве районов Москвы проектировщики предложили строить снежные свалки на канализационных коллекторах. Инженеры также разработали проект плавильной установки, использующей избыточное тепло городских котельных и электростанций. Всего в Москве будет построено 35 снежных свалок. На основании распоряжения премьера правительства Москвы была разработана "Целевая комплексная программа по организации удаления снега". На территории города сейчас уже оборудовано 25 снегосплавных пунктов на канализационных коллекторах МГП "Мосводоканал" и 16 -- на сбрасываемых водах ТЭЦ. Это гидротехнические сооружения, которые расположены вблизи мощных коллекторов московской канализации. Даже зимой в этих коллекторах +16 С0, поэтому сброшенный туда снег быстро тает, вода идет в столичную канализацию, которая имеет мощную многоступенчатую систему очистки на станциях аэрации.<BR>Принятые "на вооружение" нынешней зимой антигололедные средства -- это то "новое", что можно назвать хорошо известным старым. Все реагенты много лет используются не только на наших, столичных и российских, дорогах, но и за рубежом. Выбор их основывается на данных, полученных от наших отечественных химиков, а также на исследованиях ГП "РосдорНИИ", Академии коммунального хозяйства, МАДИ и Американского института бетона ACL. Такие реагенты, как "Нордикс", БИШОФИТ, ХКМ и другие давно зарекомендовали себя с самой лучшей стороны при уборке в Кремле, на Поклонной горе, на МКАД. Соль была, конечно, дешевле, поэтому раньше ей отдавали предпочтение. Но сейчас, когда ее пагубное действие на всю окружающую среду очевидно, от нее отказались полностью. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы по технологии и регламенту применения противогололедных материалов установила, что новые препараты в концентрациях, предусмотренных техническими условиями, не окажут отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье населения. Кроме того выяснилось, что они даже служат подкормкой для растений. В начале зимы существовала только техническая проблема -- оснастить машины компьютерными дозаторами и обучить персонал. Ее мы решили. Куда сложнее преодолеть косность и предвзятость к реагентам в умах некоторых хозяйственных работников. Что же касается все еще бытующего предубеждения пешеходов и водителей, то весомый аргумент против него -- отсутствие привычных белых разводов на обуви и шинах".<BR><BR>Александр Дмитриев,<BR>независимый эксперт:<BR>"В Петербурге разбрасывают 50-70 граммов соли на квадратный метр, в то время как на Западе если и применяют соль, то в количествах, не превышающих 5-10 граммов. К тому же, если у них и используют соль, то несравнимо более высокого качества, в большинстве случаев смешивая ее с гранитной крошкой. 2 года назад и в Петербурге пытались внедрить крошку. Ее закупили в Швеции, но новшество в нашем городе не прижилось из-за банального неумения правильно использовать технологию: после применения крошка должна собираться, а не смываться в Неву.<BR>Механизм воздействия соли на нашу обувь заключается в том, что соль разрушает компоненты, которыми пропитана кожа. В итоге кожа становится ломкой. Кроме того, соль способствует росту числа зимних аллергических заболеваний -- ринитов, конъюнктивитов, заболеваний верхних дыхательных путей, вызванных вдыханием солевых аэрозолей. Весной или при зимних оттепелях, когда в воздух поднимаются мельчайшие частички просоленной пыли, плохо приходится астматикам и сердечникам. Особенно страдают дети, так как на уровень их роста приходятся наибольшие концентрации всех загрязняющих веществ, которые в изобилии присутствуют в питерском воздухе. Из-за повышенной влажности воздуха выхлопные газы рассеиваются очень медленно и накапливаются в соляном тумане.<BR>Ежегодно в городе погибает несколько тысяч деревьев. Правда, с каждым годом это число уменьшается, но не из-за того, что соли стали сыпать меньше, а потому что все прилегающие к дорогам зеленые насаждения уже погублены.<BR>Соль поднимается над магистралями города в виде аэрозоля, проникая в почки деревьев, что ведет к их гибели. Картину поражения деревьев соляным "туманом" выявил ВНИИ природы: деревья погибают в результате поражения крон. Соль, вносимую в совершенно невообразимых количествах, следует отнести к отравляющим среду веществам. Кстати, зона влияния соли на растительность вдоль обычных улиц составляет 10 метров, вдоль шоссейных дорог -- до 200 метров. Высадка молодых деревьев и кустарников в засоленную почву является пустой тратой денег и труда, так как молодой растительности еще труднее приспособиться к таким экстремальным условиям. Вот и приходится видеть вдоль наших улиц либо чахоточные, либо засохшие деревья.<BR>Соль может оставить город и без троллейбусов. Насыщенный раствор из снега, соли и воды обладает электропроводностью и способствует возникновению "вольтовых дуг", разрушающих электротрассу. В связи с этим руководство "Горэлектротранса" даже обращалось к сотрудникам коммунальных служб с просьбой изменить рецептуру приготовления растворов для зимней уборки. Кстати, песчано-соляные смеси, сокращающие расходы коммунальщиков, вредны и для подземных инженерных сетей.<BR>От соли страдают кузова автомобилей: соль -- это электролит, под ее воздействием в металле кузова активизируется процесс электрохимической коррозии. Не щадит соль и домашних животных. Она вызывает растрескивание подушечек на лапах. Помимо этого у короткошерстных собак часто возникают межпальцевые дерматиты, а у длинношерстных -- подпревания, так как длинная шерсть долго не высыхает.<BR>С солью в городе, конечно, борются. Председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин говорит, что комитетом внедряется технология зимней уборки, предусматривающая значительное сокращение применения антигололедных материалов, а именно замены технической соли на каменную. Количество технической соли уже сейчас сокращено на одну треть, в 2 раза сокращена закупка песка, который весной превращается в бедствие для городских улиц. Обеспечивать минимальный расход антигололедных материалов будут приобретенные за счет городского бюджета 247 единиц спецтехники, снабженные электронными дозаторами-распределителями, причем 42 машины предназначены специально для уборки 865 тысяч м2 городских тротуаров.<BR>В целом, каждый снегопад обходится городу в миллионы рублей, так как машины вынуждены накатывать сотни километров, чтобы вывезти собранные снежные горы. Предлагалось использовать имеющиеся снегоприемные шахты, а сэкономленные средства направить на другие цели. Но, по мнению вице-губернатора Александра Смирнова, растаявший в старых, пришедших в негодность шахтах снег превращается в грязные подземные озера, в них складируется всевозможный хлам, который необходимо вычищать, а для этого ни средств, ни сил у ЖКХ нет. Поэтому, с точки зрения городских властей, более оптимальным остается вывоз снега за пределы города. Несмотря на колоссальные затраты, это оказывается дешевле и безопаснее с экологической точки зрения".