00:0016 декабря 200200:00
15просмотров
00:0016 декабря 2002
Многие правительства и президенты развивающихся стран ведут благородную, но безрезультатную борьбу с коррупцией. Предполагалось, что вымести паутину взяточничества и неэффективности помогут крылья глобализации. Однако этого не произошло.
<BR><BR>Многие правительства и президенты развивающихся стран ведут благородную, но безрезультатную борьбу с коррупцией. Предполагалось, что вымести паутину взяточничества и неэффективности помогут крылья глобализации. Однако этого не произошло.<BR>Отстраните государство от непосредственной экономической деятельности, ограничьте его дискреционные полномочия, и произойдет улучшение как экономической эффективности, так и государственного управления. На протяжении долгих лет такие советы навязчиво предлагались развивающимся странам. Предполагалось, что открытие своих экономик для международной конкуренции и инвестиций будет дисциплинировать правительства, поскольку за ними будет осуществлять надзор международный финансовый капитал.<BR><BR><B>Цена таланта</B><BR>Несомненно, заслуживают похвалы сокращение размеров правительства и тот факт, что оно в результате этого становится менее навязчивым. К примеру, в Уганде эти действия принесли быстрые плоды. Однако не произошло того явного уменьшения должностной коррупции, как это пророчили те, кто выступал за либерализацию, так же как в большинстве стран при этом не произошло заметного улучшения государственного управления. Почему?<BR>Во-первых, при открытой экономике увеличивается цена таланта. В Индии 10 лет назад выпускники учебных заведений, которые решили делать карьеру в государственном секторе, могли рассчитывать на заработок, который они будут получать во время своей трудовой деятельности, в 2-3 раза меньший, чем у тех, кто пойдет работать в частный сектор. Сегодня они получают не более 10%. Высший государственный чиновник или главный судья Верховного суда к концу своей карьеры на данный момент едва ли получают половину зарплаты выпускника элитных учебных заведений Индии, которые идут нарасхват в мировой экономике.<BR>Во-вторых, разоблачение самонадеянности и коррумпированности государства, несомненно, было необходимо для проведения либеральных реформ. Но критики, утверждавшие это, стали пророками, которые навредили сами себе.<BR>Человек, имеющий хорошее образование, который стремится сделать карьеру в правительстве, может считаться не только дураком, но также и в такой же степени склонным к коррупции, к которой у него отсутствует вдохновение!<BR>В-третьих, хотя ограничение роли государства в распределении товаров и услуг, которые могут быть более эффективно предоставлены рынком, может привести к снижению уровня коррупции, тем не менее нет оснований думать, что число областей, в которых государство развертывает свои регуляторные силы, может быть существенно сокращено. В современной экономике государство проявляет активность в многочисленных, непосредственно не связанных с экономикой областях, начиная с обеспечения безопасности продуктов питания и заканчивая строительными нормами и правилами (СНиП). И, хотя должностная коррупция выше, когда государство непосредственно участвует в экономической деятельности, смещение фокуса государственного регулирования, кажется, лишь изменяет размах коррупции. Сфера распространения коррупции при этом может значительно возрасти.<BR><BR><B>Время не ждет</B><BR>К сожалению, глобализация/либерализация и институциональное строительство зачастую действуют в противоположных направлениях, поскольку они имеют различные временные периоды.<BR>Единственным исключением из этих временных рамок является пример Сингапура, но исключения подтверждают правило, а не опровергают его. Институциональное строительство является болезненным и трудоемким процессом ("медленное сверление дубовых досок", как назвал это Макс Вебер), свидетельством чего являются недавние кризисы от Нигерии до Ботсваны. Глобализация ускоряет темпы экономических и социальных изменений в развивающихся странах, что означает, что новые учреждения должны начинать приспосабливаться еще до того, как они полностью укоренились.
<BR>Временные рамки, в течение которых происходит институциональное строительство, и проблема человеческого капитала также взаимосвязаны.<BR>Но глобализация создает трудности для развивающихся стран с удержанием талантливых индивидуумов, необходимых для институционального строительства, поскольку многие из таких стран, если не большинство, не могут позволить себе платить этим талантливым людям за то чтобы создать те учреждения, в которых они нуждаются, такие зарплаты, которые им платят по всему миру.<BR><B>Найкомания</B><BR>Некоторые из этих недостатков могут быть устранены, если еще сильнее уменьшить размеры государственного аппарата за счет приватизации и передачи некоторых функций сторонним исполнителям.<BR>Такое привлечение внешних источников вполне возможно и в некоторой степени необходимо. Но есть некоторые ограничения.<BR>Путь к хорошему управлению более трудоемок и ухабист, чем многие полагали 20 лет назад, когда глобализация и либерализация приобрели популярность. Подражание упрощенческой моде может только удлинить этот путь.<BR><BR>Конечно, талант должен идти туда, где он будет работать наиболее продуктивно, и более высокие зарплаты в частном секторе отражают потенциал для более высокой продуктивности. Но, как это обнаружила Южная Африка, последствия соблазна высоких зарплат в частном секторе сказываются на качестве управления.<BR>Представление государства в образе места с сомнительной репутацией создает трудности правительству, когда оно пытается привлечь на работу честных, способных индивидуумов.<BR>Качество любой организации, частной или государственной, зависит от качества индивидуумов, которых она привлекает в свои ряды.<BR>В действительности ключевым фактором отличия институционального строительства на Западе от институционального строительства в развивающихся странах является время. Создание основных экономических, социальных и политических институтов в западных обществах продолжалось в течение десятилетий, если не столетий.<BR>Реальность успешного институционального строительства заключается в том, что на ранних его этапах критическим моментом здесь являются ключевые фигуры, даже если затем в преуспевающих учреждениях роль отдельных индивидуумов может не быть такой незаменимой.<BR>Теоретически государства могут заново воссоздать себя как политический эквивалент предпринятой компанией Nike минимизации внутренней деятельности за счет еще большей передачи своих функций по контракту поставщикам на глобальном рынке.<BR>Хотя реформы, которые сейчас продвигают международные организации, звучат заманчиво, страны должны с осторожностью подходить к сокращениям при строительстве своих институтов.<BR><BR><B>Девеш Капур, профессор государственного</B><BR>управления в Гарварде. Copyright:<BR>Project Syndicate