00:0009 декабря 200200:00
9просмотров
00:0009 декабря 2002
В центре одного из новгородских автосалонов стоит притягивающий взгляд практически новенький красный "Москвич-401" выпуска 50-х годов. Это подарок горожанина губернатору Михаилу Прусаку, который он в свою очередь отдал на общественное обозрение.
<BR><BR>В центре одного из новгородских автосалонов стоит притягивающий взгляд практически новенький красный "Москвич-401" выпуска 50-х годов. Это подарок горожанина губернатору Михаилу Прусаку, который он в свою очередь отдал на общественное обозрение.<BR>Виктор Александров, генеральный директор "Новгородского таксопарка" и единственный на Северо-Западе владелец коллекции специальных автомобилей, о том "Москвиче" даже говорить не хочет. "Нам такая машина не нужна, в ней все новое, кроме кузова", -- констатирует он. Новгородский таксопарк, которым он заведует, вызывает у любителей раритетных авто здоровую зависть -- в корпоративной коллекции предприятия находится почти вся линейка советских такси. Под открытым небом у здания администрации автопарка блестят намытыми боками шесть советских авто, начиная с "Москвича-401", и один немецкий "Мерседес-Бенц 200Д". Все они воплощают живую историю развития машин по найму.<BR><BR><B>Танк во фраке</B><BR>Машины в коллекцию Виктор Александров берет заслуженные, рабочие -- а главное, те, которые перестали выпускаться отечественным и иностранным автопромом. "Жаль, что поздно решили увековечить память такси, -- рассказывает директор таксопарка. -- Первую машину, "Москвич-401", нашли и отреставрировали только в 1996 году". На дорогах уже не встретишь ни "Победу М-20" 1959 года выпуска, ни те же первые модели "Москвича". Снята с производства и "Волга ГАЗ-24", "сорок первый" "Москвич" канул в лету вместе с АЗЛК. К "Волге ГАЗ-21" у таксистов отдельное отношение: считают, что это была идеальная и безопасная машина для перевозок пассажиров. Поместиться в ней могут хоть 10 человек. По мнению водителей, эту "Волгу" и не надо было переделывать в "двадцать четвертую", кубические формы которой утратили актуальность уже через пару лет. "Если бы было можно, я бы ввел указ об эксплуатации в качестве такси двадцать первой "Волги", -- говорит Виктор Александров. На Западе "ГАЗ-21" называли "танк во фраке" за элегантность, мощность и выносливость. Рассказывают, что один известный испытатель-автогонщик в середине прошлого века, тестируя ремень безопасности, протаранил на "Волге ГАЗ-21" кирпичную стену. Машина даже не заглохла.<BR><BR><B>Что есть что</B><BR>В коллекции не хватает только "ЗИМа", самого шикарного такси 60-х годов. Правда, они возили пассажиров только в Москве и Ленинграде. "Потом наверху разобрались, что катать простых граждан на "ЗИМах" слишком жирно будет, -- поясняет Виктор Александров. -- А посему она осталась машиной представительского класса, для пролетариата недоступной". Не так давно таксопарку предложили "ЗИМ" за $10 тысяч, однако даже не цена смутила владельцев корпоративной коллекции -- слишком много там было заменено деталей на современные, из "родного" осталась только форма.<BR>Немецкий "Мерседес" -- пока единственный экземпляр иностранного такси в корпоративной коллекции. Появился он в таксопарке, можно сказать, случайно. "Мы набираем водителей со своими автомобилями, и вот однажды пришел человек, у которого был "Мерседес", мы его взяли, но машина проездила по городу месяцев восемь, потом сломалась. Запчастей к ней у нас не было, поэтому и списали машину в музей", -- рассказывает мерседесную историю Виктор Александров.<BR>К слову, "Мерседес" -- единственный в коллекции таксопарка автомобиль, который после ремонта смог бы ездить. На остальных экспонатах сняты практически все узлы: двигатели, сцепления, карбюраторы. "Они подходят к работающим машинам, поэтому пошли на запчасти, а детали от "Мерседеса" к нашим машинам не подходят", -- объясняет директор парка.<BR><BR><B>Кандидаты в историю</B><BR>В среднем каждый экспонат обошелся таксопарку в $100. При незначительных материальных затратах пришлось вложить много труда. "Все машины, конечно, не были такими красивыми, мы их сутками отскребали от ржавчины", -- рассказывает Виктор Александров. Несмотря на то что из музейных машин вынимают практически все детали, Виктор Александров при выборе претендентов обращает немало внимания на внутренности. Говорит, что для него важно, чтобы в салоне автомобиля было все по-настоящему.<BR>В коллекции по крайней мере три автомобиля честно отслужили свой срок в Новгородском таксопарке. Маршрутный "РАФ" еще год назад зарабатывал деньги, но уже был кандидатом на списание. По сведениям Виктора Александрова, выпуск латвийских машин был прекращен в 1993 году. На подходе в музей под открытым небом "Волга ГАЗ-31": в будущем году она тоже перестанет выпускаться. "Я понимаю, что сейчас в ретро-коллекции представляет интерес только старенький "Москвич", но нужно видеть перспективу, -- уверен Виктор Александров. -- Через 30 лет стоимость экспонатов будет в 10 раз выше".<BR>В Великом Новгороде нет сервиса, предоставляющего машины напрокат. За автомобилями, которые могут достойно встретить достойных людей, всегда обращаются в таксопарк. Филиппа Киркорова, например, несколько лет назад возили в лучшей машине того времени -- черной "Волге". Валерия Леонтьева встречали уже на лимузине, а нынешнего Юру Шатунова -- всего лишь на "Опеле". Где-нибудь спустя два десятка лет и эти авто возведут на пьедесталы в Новгородском таксопарке.