00:0009 декабря 200200:00
18просмотров
00:0009 декабря 2002
Начиная с 2005 года Петербург должен жить по новому Генеральному плану города. Однако до сих пор не разработана даже его первая часть -- концепция. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев на одном из последних выездных заседаний правительства предписал под
<BR><BR>Начиная с 2005 года Петербург должен жить по новому Генеральному плану города. Однако до сих пор не разработана даже его первая часть -- концепция. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев на одном из последних выездных заседаний правительства предписал подготовить концепцию генплана до 31 декабря 2003 года.<BR>По расчетам специалистов Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга (КГА), на создание нового генплана необходимо потратить 255 млн рублей.<BR>Эта сумма необходима на обновление топографического материала, на сбор исходных данных, связанных с экологическими процессами, социальной и транспортной инфраструктурами и т.д.<BR>В городском бюджете 2002 года на его подготовку выделено лишь 21 млн рублей (эта сумма пошла на собственно разработку концепции, работы, обеспечивающие разработку генплана и информационную защиту данных), чего явно недостаточно, чтобы делать работу качественно и в срок.<BR>В КГА не смогли ответить, сколько город потратит на разработку генплана в 2003 году, несмотря на то что бюджет следующего года уже давно расписан. По данным "ДП", эта сумма не превысит 60 млн рублей.<BR>"Часть средств была выделена на разработку генплана в 2001 году. В следующем, по моим данным, -- 30-40 млн рублей. В итоге финансирование работ составит в 3-5 раз меньше, чем необходимо, -- прогнозирует Евгений Изварин, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургский НИПИград", которое является генподрядчиком по разработке генплана. -- В своей работе мы обязательно пользуемся статистическими данными разных ведомств. Во времена СССР все данные получались централизованно, в обязательном порядке. Сегодня часто слышим два ответа: "некогда", или "нам не платят за эту работу".<BR>"Ресурсы на генеральный план очень ограниченны -- это мизерные средства, и даже они не поступают вовремя. Так что мы не можем провести социологические опросы и необходимые исследования, в том числе общественного мнения. Нет у города и долгосрочных программ социально-экономического развития, -- говорил весной 2002 года Виктор Полещук, заместитель председателя КГА. -- Недостаток исходных данных может завести разработку генплана в тупик".<BR>По данным "ДП", каждый следующий генплан на 70-80% состоит из предыдущего. Судя по всему, не обойдет эта традиция и разрабатываемый документ. А значит, чем меньше от необходимой суммы город выделит на разработку нового генплна, тем больше он будет похож на предыдущий документ советского образца.<BR><BR><B>Генплан ставит на порт, дороги, туризм, промышленность</B><BR>В 2001 году губернатор города Владимир Яковлев издал распоряжение, согласно которому крайний срок принятия нового генплана города на 2005-2025 годы приходится на конец 2003 года. В августе 2001 года провели тендер на разработку генплана, который выиграло ЗАО "Петербургский НИПИГрад". Однако в срок уложиться не удается, и теперь до конца 2003 года собираются утвердить лишь его концепцию. В границах Петербурга генплан рассматривает территорию площадью 139.936 га и включает помимо Петербурга 9 малых городов и 21 поселок. Генеральный план будет состоять из семи планировочных блоков: генпланов исторического центра, внецентральных районов и Кронштадта, а также четырех планировочных направлений -- Северо-Приморского, Балтийского, Невского и Южного.<BR>Территорию Петербурга предполагается дифференцировать по так называемым средовым зонам, для каждой из которых будут прописаны подробные регламенты деятельности. Правила застройки разрабатываются параллельно с генпланом.<BR>Понятно, что расширяться дальше город не может, иначе он неминуемо "залезет" на территорию Ленобласти. Поэтому застраиваться Петербургу по принципу уплотнения территорий, что в настоящее время уже носит системный характер. Сегодня общий потенциал городских территорий позволяет построить более 20 млн м2 жилья.<BR>Один из ориентиров нового генплана связан с увеличением до 28-30 м2 жилой площади на одного горожанина. Сегодня этот показатель равен 20 м2. Стремительный рост транзита грузов через Северную столицу заставляет власть делать упор в новом генплане на развитие морского порта, кольцевой автодороги (КАД) и западного скоростного диаметра (ЗСД), складских терминалов (Ручьи, Шушары).<BR>Крайне перспективной становится развитие территории в районе аэропорта Пулково. Статус культурной столицы необходимо поддерживать за счет создания дополнительных гостиничных площадей, которых катастрофически не хватает городу. Вывод предприятий в городские промзоны -- это возможность, с одной стороны, снизить экологическую загрязненность в центре, а с другой -- высвободившиеся территории пустить под высокорентабельные проекты.<BR><BR><B>Инфраструктурный вакуум</B><BR>То, что Петербург теряет сотни миллионов долларов и инвестиционную привлекательность в результате противоречивой политики, которую проводит администрация города, не имея нормально функционирующего генерального плана города, не твердит разве что ленивый.<BR>Очевидно, что, когда нет четкого плана дальнейшего развития города, городские монополисты ("Ленэнерго", "ТЭК СПб", "Водоканал СПб", "Петербургская телефонная сеть" (ПТС)) не знают, куда и в каком объеме развивать свою инфраструктуру. Все имеющиеся городские мощности по электричеству, теплу, воде практически исчерпаны. Теплодефицитен юг города, электродефицитен центр города и часть Васильевского острова, не хватает мощностей по канализованию стоков на Юго-Западе.<BR>У ПТС складывается другая ситуация: в центре Петербурга абоненты испытывают нехватку емкости, однако на периферии существует избыток порядка более 140 тысяч номеров (данные на начало 2002 года). Правда, причина проблем не только в отсутствии генплана, но и в недостатке средств, о котором не устают твердить монополисты.<BR>Интерес к предприятиям у девелоперов и частных застройщиков, желающих перепрофилировать территорию, возникает, как только в том или ином месте налаживается инфраструктура -- транспортная и инженерная. Труднодоступность для транспорта и слабая оснащенность территорий сетями (тепло, электричество и вода) делают промзоны малоинтересными для развития. Именно на обеспечении инженерией перспективных районов, не один год твердят специалисты, стоит сосредоточить свои усилия городским чиновникам.<BR>Однако только в 2003 году ситуация стронется с места: из бюджета города целевым способом будет выделено 1,6 млрд рублей на реализацию семи инфраструктурных проектов. По прогнозам чиновников Смольного, в 2004 году на те же цели и по той же схеме администрация города потратит более 1,5 млрд рублей.<BR><BR><B>Паритет тайных интересов</B><BR>Одним из способов развития городских территорий, который родился в недрах Смольного, стало создание агентств по развитию территорий (АРТ). Они трудятся в разных районах города (Апраксин двор, Петровский остров, Бычий остров, Малая Охта и др.).<BR>"Город сам должен разрабатывать регламенты отдельных территорий, которые потом включаются в общий генплан, -- говорит Александр Жуков, директор по развитию агентства "Бекар" (компания имеет статус Агентства развития территории Выборгской стороны). -- Но у города на это нет денег, поэтому агентства за свой счет разрабатывают градрегламент полученных ими кварталов, потом эти разработки включаются в генплан города".<BR>Получается, что бизнесмены не только экономят деньги городу, но и приплачивают ему за право работать на той или иной территории. Взамен они получают возможность развивать территорию так, как им интересно и выгодно.<BR><BR><B>Безопасность не в почете</B><BR>Так или иначе, на ближайшие несколько лет приоритет будет отдан реализации важных для города проектов и программ федерального значения. Среди них сохранение и развитие исторического центра Петербурга, строительство КАД, моста через Неву, защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС), которые требуют бюджетных денег и кредитов западных банков. Идет, но уже за частные средства развитие комплекса по переработке минеральных удобрений (мощностью 5 млн тонн в год) в морском порту, а также нефтяного терминала (до 15 млн тон в год). Очевидно, что все эти проекты оказывают серьезное воздействие на окружающую среду.<BR>Сегодня чиновники Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности городской администрации (КПОСЭБ) пытаются заставить ответственных за разработку генплана хотя бы прислушиваться к их мнению. "Однако вопросы экологической безопасности не в приоритете, а значит, на месте свалки могут построить дом или сдать частникам в аренду без предварительной экологической экспертизы загрязненную землю, а затем требовать от них выпуска экологически чистой продукции", -- делятся в КПОСЭБ. Согласно недавно опубликованным данным пресс-службы Президента РФ, на 15% территории России, где проживает около 60% населения, состояние окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности. При этом федеральный Закон "Об охране окружающей среды" и другие нормативные акты по данному вопросу федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ выполняются неудовлетворительно.<BR><BR><B>По следам "вечных" проблем</B><BR>Ныне действующий генплан Ленинграда и Ленинградской области утвержден в 1987 году, срок его службы истекает в 2005 году. За 15 лет изменилась карта города, политическая, экономическая ситуация.<BR>По многим позициям, считают в КГА, старый генплан не реализован. Решение транспортных вопросов по-прежнему является определяющим для судьбы города. Осталась актуальной и тема вывода более ста промышленных предприятий из исторической части города.<BR>К "долгоиграющим" проектам, которые перекочуют из генплана в генплан, можно отнести строительство КАД, КЗС, моста через Неву, ряда путепроводов.<BR><BR><B>Что есть генплан</B><BR>Генеральный план развития -- основной градостроительный документ. Он определяет, какие территориальные ресурсы потребуются городу в недалеком будущем, где и в каком объеме целесообразно строить жилье, а где будут необходимы новые объекты социальной инфраструктуры.<BR>Кроме того, генеральный план регламентирует градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Он же определяет развитие инженерной и транспортной инфраструктур.<BR><BR><B>Первоочередные задачи нового Генплана СПб</B><BR><B>v Освоение и развитие территории вокруг строящейся кольцевой автомобильной дороги</B><BR><B>v Соединение КАД с главными городскими магистралями</B><BR>v Строительство западного скоростного диаметра (первая очередь -- подходы к морскому порту с южных магистралей)<BR><B>v Пробивка трассы-- дублера Московского проспекта: Новоизмайловский проспект-- Митрофаньевское шоссе; Митрофаньевское шоссе -- Кубинская улица -- Дунайский проспект</B><BR><B>v Развитие территорий, прилегающих к Обводному каналу в районе улиц Шкапина, Розенштейна и Варшавского вокзала</B><BR><B>v Развитие набережных по правому берегу Невы: набережные Ушаковская, Выборгская, Пирогова, Арсенальная, Свердловская, Октябрьская, Малоохтинский проспект. Левобережные проекты охватывают прибрежные территории Синопской, Смольной, Аптекарской, Песочной, Морской набережных, а также набережных Робеспьера и Адмирала Лазарева</B><BR><BR><B>Счастливое будущее</B><BR>Через Северо-Запад осуществляется 35% импортных и 25% экспортных перевозок РФ. В случае улучшения условий грузоперевозок эти показатели вырастут в 1,5 раза и достигнут к 2010 году 1 млрд тонн в год.<BR>По предварительным оценкам, общие затраты на формирование транспортно-технологической базы Петербурга и области на период до 2010 года превысят $17 млрд.<BR>Для развития морской портовой инфраструктуры разработан генплан развития Большого порта Петербурга. На его модернизацию до 2010 года нужно $1,5 млрд.<BR><BR><B>Не так, как хочется</B><BR>Инвестиционная емкость Петербурга, по оценке чиновников Смольного, составляет $32-34 млрд в год. Реально же в город приходит стороннего капитала в разы меньше.<BR>Объем инвестиций в основной капитал предприятий Петербурга за январь-август 2002 года составил 31,2 млрд рублей, что на 33% больше, чем за соответствующий период прошлого года.<BR>