00:0002 декабря 200200:00
55просмотров
00:0002 декабря 2002
Хлеб, считавшийся основой питания в России, утратил славу дешевого незаменимого продукта, на котором держится страна. И это пошло ему на пользу.
<BR><BR>Хлеб, считавшийся основой питания в России, утратил славу дешевого незаменимого продукта, на котором держится страна. И это пошло ему на пользу.<BR>Производство хлеба в России сокращается, однако отечественные и иностранные инвесторы вкладывают немалые средства в хлебозаводы. На эти деньги российские хлебопеки модернизируют производственные мощности и расширяются: крупные предприятия поглощают маленькие.<BR>По данным Госкомстата РФ, начиная с 2000 года производство хлеба в России падает в среднем на 3,8% ежегодно. Хотя хлеб и хлебобулочные изделия -- основной продукт питания в рационе российских потребителей.<BR>Некоторые эксперты считают, что потребление хлеба падает, так как сокращается население в стране. Однако темпы падения у них разные: численность населения, по данным Госкомстата РФ, снижается в 3 раза медленней, чем выпуск хлеба.<BR>Другое объяснение -- рост благосостояния россиян. Аналитики уверяют, что с ростом благосостояния население переходит от дешевой и калорийной пищи к дорогим продуктам с большим содержанием белка.<BR>В подтверждение приводится динамика производства хлебобулочных изделий в 1997-1999 годах.<BR>В 1997 году и первой половине 1998 года доходы россиян быстро росли. Производство хлебобулочных изделий в это время упало на 14% (с 9,9 млн тонн в 1996 году до 8,5 млн тонн в 1998 году). Но сразу же после августовского кризиса 1998 года, когда доходы россиян резко упали, в 1999 году хлебозаводы увеличили выпуск продукции на 8% и довели его до 9,2 млн тонн.<BR><BR>Все верно, но...<BR>Как и в 1997 году, так и в период с 2000 по 2002 год сокращается выпуск самых популярных марок традиционного ржаного и ржано-пшеничного хлеба.<BR>В наследство от СССР хлебной индустрии России досталось около 1200 крупных хлебозаводов. Их ассортимент продукции не отличался разнообразием. Но главная задача промышленности -- обеспечить население недорогими булками и хлебом -- выполнялась.<BR>Активный рост предложения новинок -- багетов, круасанов и другой подобной продукции -- начался в 1997 году и через год встал. Хлеб малых хлебозаводов, выпускающих дорогие сорта хлебной продукции, дороже продукции крупных предприятий как минимум на 40%.<BR>В 2000 году доходы граждан снова начали расти, и они могут позволить себе пусть дорогой продукт, но отличающийся в лучшую сторону по вкусу. Это подтверждается данными Госкомстата РФ о структуре расходов на продукты питания. Так, в 1999 году россияне тратили на покупку хлебопродуктов 18% всех расходов на продукты питания. А в 2002 году доля расходов на хлеб сократилась почти на 4%.<BR>При этом средние доходы россиян, а вместе с ними и расходы на продукты питания (включая хлеб) увеличились почти на 30%. То есть в абсолютном выражении затраты россиян на хлеб выросли.<BR>Помимо спроса на хлеб начал расти спрос на кондитерские изделия. Многие крупные хлебозаводы, стремясь повысить рентабельность производства, решили внедриться в смежные отрасли, такие как кондитерская. Теперь в общем объеме производства хлебозаводов доля кондитерских изделий составляет 15-20%.<BR><B>Дорогие хлеб и булка</B><BR>В ежемесячные сводки Госкомстата РФ попадают только крупные и средние предприятия, способные выпускать свыше 10 тысяч тонн хлебобулочных изделий в год. По малым предприятиям в хлебной индустрии российская статистика не ведет сплошного учета: предприятия с небольшими производственными мощностями обследуются выборочно. То есть точный объем производства мини-пекарен неизвестен.<BR>Однако доля малых пекарен в совокупном производстве хлеба в России достигла 20% и продолжает расти. Именно они, наращивая выпуск продукции, компенсируют спад производства на крупных предприятиях.<BR><BR><B>Нет худа без добра</B><BR>Снижение производства на крупных хлебозаводах и рост расходов на электричество, транспорт не оставляет хлебопекам выбора: они увеличивают отпускные цены каждые 2-3 месяца. В начале ноября 2002 года цены на хлеб в Петербурге в очередной раз выросли.<BR>Осенний рост происходит в России уже третий год подряд. Обычно в это время года на рынок поступала недорогая мука из зерна нового урожая, и цены на хлеб падали. И только весной, когда запасы зерна, а вместе с ним и муки, заканчивались, -- хлеб дорожал.<BR>Последние 3 года повышение цен на хлеб происходит круглогодично. Задача хлебопеков -- не просто сохранить рентабельность производства, а сделать свой бизнес привлекательным для инвесторов. На руку хлебозаводам устойчивое снижение цен на муку в последние 2 года. С июня по ноябрь 2002 года хлеб обогнал муку в цене на 7%.<BR>И если еще год назад хлебобулочная отрасль оставалась наименее привлекательной для инвесторов среди всех отраслей пищевой промышленности, то с начала 2002 года она обрела инвестиционное очарование.<BR><BR><B>Каждому свое</B><BR>Уходящий год можно считать началом передела хлебного рынка в России. Первыми слияния и поглощения хлебозаводов начались в Петербурге. И недаром: потребление хлебобулочных изделий в городе на Неве превышает среднероссийский уровень на 22%. Что, собственно, и привлекает инвесторов в город, в том числе и иностранных.<BR>Например, Fazer Bakeries Ltd. приобрел контрольный пакет ОАО "Хлебный дом". На родине финляндская компания занимает около 40% рынка хлебобулочных изделий. Не менее амбициозные планы у финнов и в России.<BR>В этом году дочернее предприятие финляндской компании пригрело под своей крышей ОАО "Хлебозавод Василеостровского района" и ОАО "Хлебозавод Муринский".<BR>За счет "Василеостровского хлебозавода" руководство "Хлебного дома" рассчитывает закрепиться в сегменте производства хлеба с длительным сроком хранения. А за счет "Муринского" -- усилить позиции предприятия в северных районах города.<BR>АООТ "Каравай" решило не отставать от конкурента. В начале ноября "Каравай" приобрел 60% акций ЗАО "Ржевка-хлеб".<BR>Покупка этого хлебозавода позволит компании дополнить ассортимент выпускаемой продукции заварными сортами хлеба ("Бородинский", "Карельский" и т.д.). Ранее "Каравай" купил 70% ООО "Паляница".<BR>Процесс укрупнения набирает обороты; ожидается, что в течение ближайших 3 лет он охватит всю страну. И лет через 5 в России вместо 1200 разрозненных хлебозаводов будет около 20 компаний, в состав которых войдут все действующие заводы.
<BR>Помимо иностранных инвесторов покупают хлебозаводы и отечественные агропромышленные холдинги. Для них производитель хлеба -- потребитель муки, сахара и другого сырья. Так, ОАО "Петербургский мельничный комбинат" (дочернее предприятие группы ЛЕНСТРО) приобрело контрольный пакет акций ОАО "Булочно-кондитерский комбинат "Нарвский". И планирует в течение ближайших полутора лет инвестировать в модернизацию комбината около $1,5 млн.<BR><BR>И что дальше?<BR>В следующем году от петербургских хлебозаводов можно ожидать приобретений хлебных предприятий в других регионах. Прежде всего в Москве. Имея за спиной мощного инвестора, покорить столицу проще, чем без него. Но только покупкой хлебозаводов дело не ограничится в силу главной особенности хлебной индустрии.<BR>А она в том, что срок годности хлебобулочных изделий короток --около 72 часов. По этой причине хлебные предприятия в советские времена строились в каждом городе в разных районах из расчета один завод на 20-30 тысяч жителей.<BR>Это почти все, что удалось сохранить российским хлебопекам со времен СССР. До 1992 года в Петербурге действовало ТПО "Ленхлебпром". В эту организацию входило 23 хлебозавода, расположенных в городе, и 18 областных заводов, три мукомольных комбината и специальный перевозчик продукции -- "Хлебтранс". В городе располагалось четыре специализированных хлеботорговых организации. Каждая из них насчитывала около 70 булочных. В Петербурге да и в других городах России эта система разрушена. Так что хлебным магнатам приходится тратиться не только на расширение производства, но и на создание инфраструктуры отрасли.