Два системных подхода встретились в неподключенном интернете

Два внутренних противоречия проявились на международном образовательном форуме "Инновации в образовании, интернет и личность", проходившем в Петербурге, -- идеологическое и системное.

<BR><BR>Два внутренних противоречия проявились на международном образовательном форуме "Инновации в образовании, интернет и личность", проходившем в Петербурге, -- идеологическое и системное.<BR>Сама идеология интернета предполагает прежде всего настрой на сближение и открытость. Но лейтмотивом выступлений на форуме представителей российского истеблишмента стал призыв бороться против.<BR>Михаил Ходорковский, председатель правления нефтяной компании "ЮКОС", соорганизатора форума, звал на борьбу с инертным большинством, которое считает, что "инвестиции в инновации -- это плохо" и не стремится сделать так, чтобы интернет пришел в каждую школу.<BR>Ирина Хакамада, заместитель председателя Государственной думы РФ, одним своим суровым видом боролась за голоса избирателей и одновременно обещала сразиться с Правительством РФ и Госдумой за деньги для равного доступа для всех детей к информационному пространству.<BR>Андрей Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам, призвал победить главный дефицит -- нехватку образованных людей, способных эффективно работать и адекватно реагировать на изменения.<BR><BR><B>Единение и открытость</B><BR>Показательно, что оба выступавших в первой части иностранных участника форума -- Энтони Смит, президент Magdalen College, Oxford University, Великобритания, и Дерек де Кирхоф, директор программы McLuhan, Канада, говорили о строительстве "объединенного интеллекта" и о "групповом осознании", которое соединяет разрозненные умы с помощью сетевого метода обучения.<BR>Что же касается открытости, то выяснить простую цифру, сколько НК "ЮКОС" вкладывает в Федерацию интернет-образования, которую поддерживает уже третий год, не удалось ни одному журналисту. Казалось бы, благородная задача: обучить до 2005 года в 50 региональных центрах интернет-образования 250 тысяч преподавателей. Но почему-то финансовая сторона процесса освоения Всемирной сети осталась тайной. Хотя крупными буквами на сайте "ЮКОСа" набрано: открытая компания.<BR>Впрочем, после окончания форума через менеджера APCO Moscow Андрея Лобода были переданы слова исполнительного секретаря Федерации интернет-образования Сергея Монахова, что в развитие проектов Федерации в России в 2002 году было вложено $10 млн и аналогичная сумма будет освоена в будущем году. Откуда взялись эти средства -- от НК "ЮКОС" или из других источников, Сергей Монахов не комментировал.<BR>Для сравнения: такие корпорации, как "Интеррос" или Intel, подробно рассказывают и публикуют данные о своих затратах на образовательные программы в российских городах.<BR><BR><B>Неиспользованный ресурс</B><BR>Системное противоречие проявилось в самой подаче информационных докладов. Ни один российский докладчик, среди которых кроме упоминавшихся были Владимир Филиппов, министр образования РФ, и Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации интернет-образования, не пользовался компьютерными слайдами. А когда иностранному участнику в ходе презентации понадобился интернет, то выяснилось, что зал, в котором проходит международный форум про интернет-образование, к Всемирной сети не подключен.<BR>Участниками форума, по информации устроителей, стали более 400 работников образования из 64 российских городов. Они приняли участие в дискуссиях по таким темам, как "Инновации в образовании: перспективы международного сотрудничества", "Интернет как ресурс модернизации образования", "Интернет и преодоление технологического неравенства" и "Интернет, национальная идентичность и толерантность".<BR>Информатизация российского образования была названа одной из приоритетных задач российского государства. Участники сошлись во мнении, что эффективное решение этой задачи возможно только совместными усилиями всего общества. Причем было отмечено, что современный ребенок быстрее глобализуется, чем современный учитель. И для изменения самого стиля жизни российских педагогов необходимы значительные средства, которые должны изыскать не только государство, но и частный бизнес.<BR>Форум четко продемонстрировал два подхода к образованию: иностранный, ориентированный на партнерство обучающего и обучаемого, для чего необходимы терпимость и толерантность, и российский, ориентированный на повышение уровня учителей, для чего необходимы деньги. Большие, которых даже у "ЮКОСа" нет.