00:0029 ноября 200200:00
8просмотров
00:0029 ноября 2002
Почему первым немосковским адресом стал Петербург, понятно. Грядет 300-летие города, среди номинантов и лауреатов "Золотой маски" всегда немало петербуржцев. А вот как фестиваль достиг своего нынешнего статуса? Как добился он международной известности и а
<BR><BR>Почему первым немосковским адресом стал Петербург, понятно. Грядет 300-летие города, среди номинантов и лауреатов "Золотой маски" всегда немало петербуржцев. А вот как фестиваль достиг своего нынешнего статуса? Как добился он международной известности и авторитетности в России? Об этом я спросила у генерального директора ассоциации "Золотая маска" Эдуарда Боякова, одного из авторов этого успешного проекта.<BR><BR>-- Вы начинали, если не ошибаюсь, как театральный практик, в качестве заведующего литературной частью, потом ушли в бизнес. И, по слухам, весьма преуспели. Однако, сделав карьеру, вернулись к исходной точке -- к театру. Следует ли из этого, что сегодня театр -- это та сфера, в которую стоит вкладывать деньги?<BR>-- Моя убежденность в этом проверена временем. Наш чисто театральный проект поддерживают спонсоры, в него охотно инвестируют средства. И это несмотря на то что театр на первом этапе кажется сторонним людям чем-то инопланетным. Опыт организации "Золотой маски" подтвердил состоятельность избранного 9 лет назад формата. Фестиваль и премия под одной шапкой -- эта идея оправдала себя. Тем не менее проблемы остаются. Мы ведь постоянно балансируем между культуртрегерскими функциями и цеховой рекламой. Возьмем такой пример. Внутри ассоциации, условно говоря, производителей кофе идет конкурентная борьба. Но, когда возникает соперничество, например, с производителями чая и надо переломить ситуацию, убедив потребителей пить больше кофе, все объединяются. Так и мы. Наше дело -- напоминать обществу, бизнесменам, потенциальным зрителям о том, что театр есть. С этой точки зрения любой поход бизнесмена на спектакль для меня значительно интереснее, чем его присутствие на церемонии.<BR><BR>-- И все же "Золотая маска" -- это праздник, это награждение лучших артистов, режиссеров, художников. Значит, вы должны заботиться и о кульминационной точке. А таковых в Москве немало.<BR>-- Конечно, общество любит мыслить спортивными категориями. Премии, "раздача слонов" -- все это родилось не вчера, еще в Древней Греции драматурги соревновались между собой. Игровое начало в природе театра. Нужна интрига. Так что, на мой взгляд, отдельные спектакли или театры не могут выполнить задачу пропаганды. Из этой идеологии вытекают и организационные аспекты. Я абсолютно убежден, что у нас ничего бы не получилось, если бы фестивалем занималась какая-то одна институция -- только чиновники, только бизнесмены или только артисты. Существует в Москве премия деловых кругов "Кумир". Ее организаторы связываются с сотнями представителей банков, фирм, компаний и заставляют их идти в театр. Потом идет голосование, и вручаются премии лучшим актерам. Есть Государственная премия -- она присуждается властными структурами.<BR>Наша премия -- Национальная, объединяющая. Коллеги через Союз театральных деятелей дают нам кредит доверия. Министерство культуры выделяет средства из государственного бюджета. Частный капитал вносит свою лепту через спонсорство. Разные люди, разные мотивации, разные приоритеты -- их альянс чрезвычайно важен.<BR><BR>-- Как же они находят общий язык? Угол зрения ведь не совпадает...<BR>-- Театр меняется гораздо медленнее, чем страна. Оттого в сознании многих деловых людей он ближе к ресторану или рыбалке, нежели к проектам, которые находятся в зоне социальной ответственности бизнеса. Есть крупные корпорации, с миллиардными оборотами, такие, скажем, как "ЮКОС", учредивший фонд "Открытая Россия", который строит библиотеки, открывает Интернет-центры, но не поддерживает театр. На Западе же театр, опера -- среди главных спонсорских приоритетов большого бизнеса. Меня поражает отношение к театру как к бедному родственнику: "Мы вам дадим немного денег, подкормим, но только не плачьте громко, не кричите, что умираете с голоду". Эта позиция кажется мне опасной и вредной. Культура нуждается не в консервировании, а в культивировании. Бизнесмены должны ощущать ответственность не только за крыши музеев и театров, но и за репертуар. Как в свое время Савва Морозов, который инвестировал в модель Станиславского, а не в коммерческий театр Корша.<BR><BR>-- Именно поэтому нужен предварительный отбор спектаклей? Чтобы даже состав номинантов был репрезентативным?<BR>-- Спонсоры дают не только деньги, но и имидж. Крупные корпорации это понимают и становятся все осмотрительнее в выборе партнеров. Личные мотивы уходят в прошлое. Поддержка театра для них -- важная часть маркетинговой кампании. У нас есть основание гордиться теми, кто нас поддерживает на протяжении нескольких лет. Первый из них -- Альфа-банк -- известен своей маркетинговой стратегией и интересом к инновационным проектам. Он привозил на гастроли балеты Мориса Бежара, Римскую оперу, Элтона Джона и Тину Тернер. Сотрудничая с нами, банк предпочитает не распыляться, а поддерживать специальные программы. В "Золотой маске" его интересует инновационная часть -- благотворительные акции, проект The Russian Case, который знакомит западных продюсеров с достижениями российской сцены. В Петербурге Альфа-банк поддерживает благотворительный бал, сбор от которого пойдет в фонд помощи Академии театрального искусства.<BR>Еще один постоянный партнер -- фирма Nestle. Это очень жесткая, требовательная компания. Дает большие деньги, но и из тебя вынимает все. Она пришла на российский рынок не только со своими товарами, но и как крупный инвестор. Мы привлекли их именно как Национальный фестиваль. И появился мостик от Nescafe-gold к "Золотой маске".<BR>Этим летом неожиданно активно по отношению к нам повел себя Сбербанк. Его президент Андрей Казьмин заявил: "Крупнейший российский банк должен поддерживать крупнейший театральный проект России". Очевидно, они увидели в нас некую ценность, имеющую национальный характер и международное реноме. Ответственность здесь взаимная: работая на свой имидж, мы поднимаем и авторитет партнеров.<BR>Думаю, что проведение фестиваля в Петербурге еще больше укрепит наши позиции. Здесь работают Лев Додин, Борис Эйфман, здесь за дирижерским пультом стоит Валерий Гергиев. Этих трех великих имен уже достаточно, чтобы считать город столицей, а значит, центром притяжения как творческих, так и деловых людей.