00:0029 ноября 200200:00
11просмотров
00:0029 ноября 2002
"Площадь постоянно покрыта грязью, от разлагающихся нечистот всюду распространяется зловоние. В эту зараженную атмосферу ежедневно свозят для продажи значительное количество мяса, рыбы, молока, творогу, зелени... На одной стороне улицы торгуют этими припа
<BR><BR>"Площадь постоянно покрыта грязью, от разлагающихся нечистот всюду распространяется зловоние. В эту зараженную атмосферу ежедневно свозят для продажи значительное количество мяса, рыбы, молока, творогу, зелени... На одной стороне улицы торгуют этими припасами в кое-как сколоченных балаганах и лачугах, на другой стороне Сенной, под открытым небом, без всякой защиты от дождя и непогоды торгуют овощами, стеклянною и фаянсовою посудою, башмаками, рукавицами и т.п.".<BR><BR>Из отчета Комиссии по обследованию санитарного состояния Сенного рынка Городской думе (1866 год).<BR>Есть в Петербурге районы, кажется, специально решившие стать иллюстрацией понятия "дух места". Сенная площадь -- один из самых ярких примеров. Менялись времена, городские власти регулярно предпринимали попытки благоустроить площадь, однако она упорно возрождалась во всей своей "красе": грязь, антисанитария, нищенство, полулегальная торговля. Живописные подробности можно найти, например, у Крестовского в "Петербургских трущобах".<BR><BR><B>Сенная вчера и завтра</B><BR>Сенной рынок, существовавший уже в XVIII веке, считался самым дешевым, многолюдным и неблагоустроенным. Архитектурным центром площади была Успенская церковь, построенная в середине XVIII века. В 60-е годы XIX века площадь замостили булыжником, в 80-е построили крытый рынок из металла и стекла. В 30-е годы XX века рынок разобрали, в 60-е снесли церковь и построили станцию метро, а торговлю свели к двум-трем магазинам и лоткам с пирожками и мороженым. Недавняя история площади прошла у нас на глазах. Да и сейчас еще практически среди стройки стоят старушки, торгующие "овощами, стеклянною и фаянсовою посудою, башмаками, рукавицами и т. п.".<BR>И все-таки Сенная вступает в новый этап своей истории -- такой назревший и долгожданный, что трудно побороть желание заглянуть за еще не снятые заборы и представить, как будет выглядеть площадь в ближайшем будущем.<BR>Новая Сенная, не нарушая традиции, посвящена торговле -- по всему периметру ее окружают павильоны соответствующего назначения. Архитектура комплекса явно восходит к тем четырем рыночным корпусам из металла и стекла, которые были возведены на площади в 80-е годы XIX века по проекту архитектора Китнера.<BR>Застекленные полуцилиндрические кровли, ничем не скрытые перекрытия и опоры из металлических ферм, простой рисунок переплетов, минимум декоративных деталей -- все это ассоциируется с произведениями "рационального" направления в архитектуре второй половины XIX века. Простота и непретенциозность в сочетании с хорошо продуманной композицией позволяют этим строениям выглядеть и более петербургскими, и более европейскими, чем некоторые образцы современной архитектуры, снабженные "полагающимися" фронтонами, колоннами и т.п. Кстати, архитектурное решение в рационалистическом духе позволяет естественнее ввести и современные строительные материалы, которые в постройках, ориентирующихся на более раннюю архитектурную моду, выглядят диковато.<BR>Комплекс послушно следует плану площади и, несмотря на свои размеры, тактично вписывается в городской пейзаж. И хотя он не создает никаких новых акцентов, это только к лучшему -- невысокие павильоны не закрывают окружающих зданий и не нарушают перспектив Садовой улицы и Московского проспекта. В этом отношении стоит сравнить комплекс павильонов на Сенной с торговым комплексом перед Балтийским вокзалом, который и при значительно более скромных размерах умудряется наполовину закрыть замечательное здание.<BR><BR><B>Перинные ряды</B><BR>История Думской улицы (от Невского вдоль Гостиного двора), где появилось новое здание торговых рядов, формально имеет некоторое сходство с историей Сенной площади. И здесь имеется исторический прецедент -- на этом месте в XVIII-XIX веках располагались различные торговые сооружения.<BR>Упирающаяся в Невский проспект улица еще в самом начале XIX века как бы отгородилась от него, спрятавшись за шестиколонный портик архитектора Руска (разобран в 1963 году, восстановлен в 1972), к которому в середине XIX века добавилась еще и часовня в русском стиле (не сохранилась). Аркада Перинной линии Гостиного двора с одной стороны и разнообразные фасады более высоких зданий с другой вместе с портиком Руска формировали своеобразное и не лишенное очарования пространство улицы. Теперь улицы нет. Остались только два узких прохода по обеим сторонам нового здания. Этот факт уже сам по себе настраивает на некоторую пристрастность в оценке архитектурного сооружения. В самом деле, ясно, что строительство имело достаточно веские причины, но хочется, чтобы неизбежность появления нового здания была подкреплена еще и художественно.<BR>Серьезность задачи при проектировании здания явно была осознана. Также явно читается желание авторов вписать его в окружающую городскую застройку с помощью использования архитектурных мотивов XVIII-XIX веков (именно так широко и неопределенно). Длинное прямоугольное здание выглядит монументально и кажется довольно высоким, так как узкое пространство вокруг него заставляет обозревать ряды с близкого расстояния. Вытянутость, высота, а также стеклянные световые фонари на крыше придают ему сходство с кораблем, стоящим в доке.<BR>Высокий первый этаж прорезан большими арочными окнами, очень низкий "мансардный" второй -- маленькими прямоугольными. Такая компоновка фасадов, на первый взгляд, близка архитектуре Гостиного или, скорее, Апраксина двора. Но все-таки более близкий архитектурный прототип -- большие магазины-ангары со служебными вторыми этажами-антресолями. Небольшие фронтоны с прямоугольными окошечками посередине пытаются перебить монотонный ритм маленьких окон второго этажа, но выглядят при этом совершенно чужеродно, как и непрорисованный декор. Похоже, что с их помощью авторы пытались насытить свою постройку необходимым количеством "архитектуры". Возможно, такое впечатление возникает из-за близости Невского с его старой застройкой -- где-нибудь вдали от центра здание выглядело бы значительно лучше. (Д.Д.)